Подготовил тьютор Павлыга Н.А.
Сейчас в дошкольных учреждениях предусмотрено инклюзивное образование (обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей).
Целью инклюзивного образования является успешное включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду. Основной задачей дошкольного обучения в условиях инклюзивного образования является социализация ребенка, его адаптация к новым условиям, к правилам и нормам детского коллектива, к взаимодействию с другими взрослыми. В условиях инклюзивного образования дети с ограниченными возможностями здоровья и дети с нормой развития находятся в равных условиях, должны получать равное воспитание и обучение, но все же, специфика работы должна быть. Она проявляется в применении специальных приемов и методов в соответствии с возможностями и способностями ребенка, т. е. процесс их воспитания и обучения носит коррекционную направленность. Поэтому одним из наиболее важных условий перехода к инклюзивной форме образования, его успешности является система тьюторского сопровождения и поддержки ребенка. Для ребёнка с особыми образовательными потребностями инклюзия должна стать процессом, способствующим его развитию, включая повышение интеллектуального и речевого, уровня, навыков социализации коммуникации. Именно сфера социализации должна стать основной целью для развития ребенка в дошкольном учреждении. Но для того, чтобы воспитание и обучение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья или особыми потребностями в среде обычных сверстников были успешными, требуется специализированная помощь.
Коррекционная работа – это деятельность, направленная на исправление определенных особенностей психического или познавательного развития, не соответствующих возрастным нормам. Данная работа осуществляется с помощью использования специальных приёмов обучения и специальной организации процесса обучения. Содержанием коррекционной работы является фактический материал, который должен усвоить ребёнок, на базе которого он может адекватно ориентироваться в окружающей действительности войти в общеобразовательный процесс.
Несмотря на высокий уровень профессиональной подготовки воспитателя, ему просто невозможно уделить достаточно времени, которое необходимо, чтобы помочь ребёнку с особыми потребностями, то есть обеспечить ребёнку с ОВЗ индивидуальную образовательную программу. Для этого требуется включение тьютора в воспитательно- образовательный процесс дошкольного учреждения. Профессия тьютора приобретает здесь особое значение. Люди, не имеющие отношения к этому процессу, ошибочно рассуждают о тьюторе, как о человеке, который заботится, опекает. Важно понимать, что тьютор не индивидуальная няня, которая ежесекундно находится с ребёнком, решает за него проблемы и полностью контролирует каждый его шаг, а специалист, задача которог- помочь ребёнку в соответствии с его особенностями и возможностями решать его проблемы (в развитии, социализации) в индивидуальном порядке. В отличие от воспитателя тьютор работает целенаправленно с конкретным ребёнком. Тьютор- это специалист, который организует условия для успешного включения ребенка в образовательную и социальную среду ДОУ. Его обязанность - помочь реализовать индивидуальный маршрут обучения, использовать потенциальные возможности ребёнка. К ребенку нужно подходить с позиции «что он может, несмотря на имеющееся нарушение», а не с позиции «чего он не может в силу своего дефекта».
Тьютор работает с родителями и педагогами для решения тех или иных задач в воспитании и обучении, выступая в роли консультанта в отношении конкретного ребёнка. Задачи, реализуемые тьютором разнообразны:
- сопровождение ребёнка в его жизненной среде, помощь в организации её развивающего характера;
-подготовка условий для образования ребёнка в конкретной системе образования;
Во время образовательной деятельности тьютор:
- следит за организацией рабочего пространства ребёнка;
- соотносит задания воспитателя с возможностями ребёнка;
- если общее задание для всех детей сложно для понимания ребёнка, то продолжает с подопечным работу по упрощенному заданию.
Тьютор становится связующим звеном между ребенком с ограниченными возможностями здоровья (тьюторантом), педагогами и родителями. Он планирует режим дня, адаптирует пространство, где занимается ребёнок, под его нужды, подбирает методические пособия, анализирует динамику развития.
Непосредственное участие тьютора в жизни ребенка с развитием его самостоятельности постепенно должно снижаться, уступая место общению со сверстниками и взаимодействию с педагогами. А положительные результаты достигаются длительной работой и в тесном сотрудничестве всех участников образовательного процесса.
Содержание