Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Создание условий для поддержки инициативы и самостоятельности детей в ДОУ

Опубликовано 27.09.2022

Подготовила: Коршикова Н. Г., методист

Читать в PDF

Одним из основных принципов дошкольного образования согласно ФГОС в ДОУ является построение образовательной деятельности детей на основе главного принципа соблюдения индивидуальных особенностей каждого ребенка, при этом ребенок сам по себе становится полноценным участником образовательных отношений, что влечет за собой поддержку инициативы детей во всех видах деятельности.

Инициативность – или так называемая активность в начинании, активность продвигать новые дела, вовлекая в этот процесс окружающих людей.

Детская инициатива проявляется в свободной форме деятельности детей по выбору и интересам. Открывая перед собой возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и многое другое, в соответствии с собственным интересам и потребностям.

Возникла задача создание условий для свободного выбора детьми различных видов деятельности. Отсюда вытекает и то, что предметно - развивающая среда должна быть разнообразна по своему содержанию. Так, например, в одно время несколько детей могут заниматься в одном центре, но каждый делает свое дело. Очень важно, чтобы отводилось время для занятий по индивидуальному выбору - так дети учатся самостоятельно, и сознательно делать выбор и реализовывать свои интересы и способности. Умение детей самостоятельно выбирать и решать проблемы, взаимодействовать с окружающими людьми, ставить перед собой цели и достигать их – вот, что является главным для освоения образовательной программы в ДОУ.

Игровая и образовательная среда, должна побуждать у ребенка развитие поисково-познавательную деятельность. Следует брать во внимание и тот факт, что особенно легко запоминается и сохраняется в памяти у ребенка тот материал, с которым ребенок работал сам; ощупывал, составлял, строил, изображал. Дети должны обогащать свои знания и приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвигать новые идеи, актуализировать прежние знания при решении новых задач.

Развивающая среда должна содержать в себе все аспекты и учитывать индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы. А из этого следует, что все материалы, и оборудование которые находятся в группе и интерьер способствуют развитию и росту каждого из детей, и то что предлагаемые виды деятельности учитывают разброс уровня развития всех детей.

Не все дети из группы занимают активную позицию и не могут определится с выбором деятельности которая им наиболее подходит, и тут возникает необходимость воспитателя помочь ребенку оказать не директивную помощь. Важно помнить о партнерской позиции взрослого в группе, взаимное уважение между воспитателем и детьми. Когда педагог показывает пример уважительного отношения к каждому ребенку в группе, все дети учатся принятию всех, детей-кто плохо разговаривает, или медленно бегает, а та же дети с необычным поведением. Дети очень хорошо чувствуют отношение к ним, и начинают ощущать себя комфортно, если их уважают, и ведут себя свободно в соответствии с собственными интересами, делают выбор, проявляют инициативу.

Для всеобщего развития ребенка-дошкольника необходима самостоятельная, или так называемая спонтанная игра, которая возникает и развивается по собственной инициативе ребенка. Эта игра и является ведущей деятельностью ребенка. Инициатива - это одна из основ уверенности в себе, умение, практические навыки, инициативу проявляет тот, кто верит в себя.

Первостепенной задачей воспитателя является- создание ситуации, которая будет побуждать детей активно изменять свои знания и умения, нацеливать на поиск новых творческих решений. Не стоит при первых затруднениях спешить ребенку на помощь ребенку, лучше посоветовать, подсказать, постараться активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт, нацелить на поиск нескольких вариантов ответа, тем самым вызвать у ребенка чувство веры в себя, радости и гордости от успешных инициативных действий.

Для развития детской инициативности и ее поддержки необходимо:

  1. Поддерживать детскую инициативу во всех ее начинаниях.
  2. Давать ребенку такие задания, которые ему интересны, или к которым он проявляет интерес самостоятельно.
  3. Давать ребенку – дошкольнику несложные задания, и помогать ему справиться со своими страхами неуверенности в себе.

Условия для развития детской инициативы и творческого самовыражения:

  1. Способствовать формированию у детей установок, «Я смогу», «Я сумею».
  2. Создавать ситуации успеха для каждого ребенка: «Это очень просто, я тебе помогу».
  3. Давать предвосхищающую положительную оценку «Ты, очень творческий ребенок у тебя все получится»
  4. Вдохнуть в ребенка уверенность в своих силах.

 Отсюда вытекает следующее:

  1. Предоставлять детям самостоятельность во всех видах деятельности, которые не представляют собой опасности, для жизни и здоровья ребенка, и помогает им реализовывать свои собственные замыслы.
  2. Не оставлять без внимания даже самые минимальные успехи ребенка.
  3. Создавать необходимые условия, для поддержки инициативы и творческой досуговой деятельности ребенка.
  4. Формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия, приучать свободно пользоваться пособиями и игрушками.
  5. Углублять интерес ребенка в той области знаний, на которую он обращает повышенное внимание во время режимных моментов.

Важно понимать, что для полноценной развивающей среды и партнерской позиции взрослого, не достаточно для поддержки детской инициативы и развития ее. Для этого очень важно сделать все необходимое, чтобы создать условия, которые будут способствовать принятию детьми решений, обеспечивающих выражение своих чувств, и мыслей.

Как показывает практика, что самой эффективной формой работы по поддержки детской инициативы является групповой сбор.

Групповой сбор представляет из себя, неотъемлемую часть ежедневного распорядка, которая проводится в определенное время, в специально оборудованном месте, когда дети и взрослые обмениваются информацией, обсуждают возникшие проблемы, планируют индивидуальную, и совместную деятельность.

К задачам группового сбора относятся:

  1. Формирование доброжелательных отношений между детьми, создание атмосферы поддержки и сотрудничества между детьми и взрослыми, создание общего положительного эмоционального фона, ощущения психологического комфорта.
  2. Обмен информацией о прошедших или о предстоящих событиях, выявление детских интересов.
  3. Формирование мотивации к предстоящей деятельности.
  4. Представление информации о материалах в центрах активности на текущий день и планирование деятельности в центрах.
  5. Осуществление выбора деятельности на основе собственных интересов и потребностей.

 Групповой сбор может проходить в любой форме, в кругу сидя на ковре, за столом, можно просто на стульчиках. Круг лучше всего сделать свободным и подальше от игровых зон чтобы дети не отвлекались. Такой сбор необходимо проводить для того, чтобы дети могли иметь возможность пообщаться вместе, поиграть в игры, спеть любимые песни, и обсудить новости в группе, запланировать необходимые дела на день, распределить обязанности. Инициатива всего происходящего принадлежит детям, воспитатель наблюдает, организует и поддерживает идеи, выдвинутые детьми.

Разумно и целесообразно проводить несколько групповых сборов, утром после завтрака, и перед началом образовательной деятельности, можно и после деятельности в центрах активности, а также после дневного сна. В месте где проводится групповой сбор необходимо обеспечить дидактическими средствами, это могут быт и календари природы, правила в группе, распорядок дня – все то, что может являться темой для обсуждения. Воспитателю необходимо иметь под рукой сподручные материалы, в которых возникнет потребность, для того чтобы не отвлекаться на поиски необходимых средств, можно рядом поставить магнитофон, звоночек, тамбурин, игрушки, картинки.

Так же можно создать «Зону выбора» в группе, обозначить центры активности, в фотографиях, рисунках, символах, надписях, количество детей и их фото, место для обозначения собственного выбора детьми – карманы, в которые дети будут вкладывать свой выбор. В группе также может присутствовать и «Модель трех вопросов»

  1. «Что мы знаем?»
  2. «Что мы хотим узнать?»
  3. «Что нам нужно сделать, чтобы узнать?»

Когда в группе проблемная ситуация при изучении нового материала, в этот момент и возникает модель трех вопросов. Эту модель заполняет группа участников, и здесь воспитателю необходимы помощники, это может быть кто-то из родителей, так нужно при беседе с детьми фиксировать этапы.

  1. Что мы знаем? Обговариваем, предложения фиксируем, и плавно переходим ко второму пункту.
  2. Что мы хотим узнать? Дети делятся своим мнением, предлагают, воспитатель тоже может вносить свои идеи если у него самого они возникают, и он хочет узнать что- то новое и фиксирует это. На этом этапе очень важно не потерять грань, и не стать инициатором, не подталкивать детей, воспитатель в этот момент может внести от себя лишь некоторые комментарии, и только за детьми остается полное право инициативы.
  3. Что нам нужно сделать, чтобы узнать? Планируем работу в центрах активности, дети сами решают с чего начнут. От воспитателя требуется подготовка и постоянное пополнение предметно-развивающей среды. Взрослые активно включаются в этот процесс, естественно, что дети тоже что- то предлагают и приносят. Очень важно в этом процессе отслеживание ежедневных результатов работы, для того чтобы получившиеся результаты использовать в работе следующего дня. Подведение итогов тоже ежедневное, и обязательное, по окончанию проекта все результаты работы отражаются в заключительной презентации.

Проектная деятельность, как никакая другая деятельность, поможет ребенку поддержать его инициативу, и раскрыть возможности каждого ребенка. Суть проектной деятельности заключается в том, что педагог должен помочь ребенку создав для него проблемную ситуацию, но он не должен предлагать свои варианты решения, а дать возможность ребенку самому прийти к правильному решению. То есть воспитателю необходимо отойти от традиционного и привычного всем действия по заранее заданному образцу, иначе ребенок окажется в объектной позиции. Под субъектной деятельностью в проекте подразумевается выражение инициативы и проявление самостоятельной активности ребенка. Ребенок сам может предложить оригинальную идею, либо поддержать и немного видоизменить идею другого ребенка. И в этом случае задача воспитателя заключается акцентировании своеобразия этой идеи. Например, при обсуждении подарков к 23 февраля один мальчик предложил нарисовать открытку для папы, а девочка добавила, что еще можно сделать открытку для братьев и дедушек. В такой ситуации более продуктивным является то, то можно поддержать инициативу девочки, акцентируя тот момент что еще никто не предлагал изготовить открытку для братьев и дедушек. В таком случае у педагога возникает несколько преимуществ: первое он открывает возможность для творческой деятельности; второе, поддерживает инициативу ребенка, который получает позитивный опыт в высказываниях, и при возникновении подобных ситуаций, будет предлагать другие варианты своих замыслов. Положительные стороны в подобных ситуациях заключаются в том, что стоит поддерживать и позитивно отмечать сам факт высказывания, даже если оно будет похоже на высказывание другого ребенка. Это с подвигнет пассивных детей, не имеющих положительного похожего социального опыта для проявления самостоятельной инициативы в последующих подобных ситуациях. Главное, что детская инициатива выражается не в том, что он захотел помочь в какой-либо деятельности взрослому, а ребенок становится сам значимым тогда, когда он сделал сам по собственной инициативе, и именно это оказалось важным для других. Так ребенок становится инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, и самое главное субъектом социальных отношений. 

 

  1. Фрадкина А.Д. Развитие инициативы в игре ребенка раннего детства. // В кн.: Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца и А.П. Усовой - М.: Просвещение, 2019 г.
  2. Чиркова Т.В. Психологическая служба в детском саду: Учебное пособие для психологов и специалистов дошкольного образования - М: Педагогическое общество России, 2018 г.
  3. Щербакова Е., Голицын В. К вопросу о развитии инициативы// Дошкольное воспитание, 1991 г. №10.

Политика cookie

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных на вашем компьютере.

Вы согласны?