Подготовил педагог Павлыга Н.А.
Дошкольный возраст является тем ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В нашем государстве есть особые дети, которые имеют различные отклонения в развитии. Таких детей принято называть - дети с особыми образовательными потребностями или дети с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности. читают, что дети с ОВЗ – это дети, имеющие как правило соматические заболевания (т. е. те заболевания, которые ставит педиатр в детской поликлинике). Так кто же на самом деле ребенок с ОВЗ?
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья – это ребенок, имеющий психические или физические нарушения, либо оба вида патологий вместе. Эти нарушения препятствуют нормальному усвоению знаний без создания специальных условий обучения.
И эта категория детей чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, дети с задержкой и комплексными нарушениями развития, а также речи (заикание, ЗРР). Дети с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения встречаются практически в каждой группе ДОУ. Их принято называть «несадовские дети»: гиперактивные, расторможенные, с гиперопекой, неврозами, страхами, повышенной тревожностью, утомляемостью, с нарушениями навыков общения и самообслуживания, способности к установлению эмоционального контакта,
Сейчас в дошкольных учреждениях предусмотрено инклюзивное образование (обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей). В настоящее время предусмотрено кратковременное пребывание детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях общего типа. дети со значительными нарушениями могут быть интегрированы в обычную группу, но при этом им требуется не только индивидуальный подход, но и специальное обучение. Целью инклюзивного образования является успешное включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду. Основной задачей дошкольного обучения в условиях инклюзивного образования является социализация ребенка, его адаптация к новым условиям, к правилам и нормам детского коллектива, к взаимодействию с другими взрослыми. В условиях инклюзивного образования дети с ограниченными возможностями здоровья и дети с нормой развития находятся в равных условиях, должны получать равное воспитание и обучение, но все же, специфика работы должна быть. Она проявляется в применении специальных приемов и методов в соответствии с возможностями и способностями ребенка, т. е. процесс их воспитания и обучения носит коррекционную направленность.
При этом к ребенку с ОВЗ нужно подходить с позиции «что он может, несмотря на имеющееся нарушение», а не с позиции «чего он не может в силу своего дефекта».
Общение со здоровыми сверстниками дает ребенку с особенностями развития модель здоровой, полноценной жизни, предоставляет условия для наиболее полного раскрытия его потенциала. Для обычных детей опыт совместной с особенными детьми игровой и учебной деятельности приводит к более внимательному и заботливому отношению к окружающему миру, формированию активной жизненной позиции, проявлению таких черт характера как доброжелательность, великодушие, человеколюбие. Здоровые дети учатся терпимости - воспринимают человеческие различия как обычные. Дети с ОВЗ получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полной жизнью. Ведь дети – это будущие члены общества. И если сегодня для них будет обычным общение с детьми с ОВЗ, то в будущем мы будем воспринимать людей с проблемами в развитии, как полноценных членов общества.