Рубрики
Страницы
Полезные ссылки
Фото

postheadericon Советы психолога родителям будущих первоклассников

Направленность: консультация

Тема: «Советы психолога родителям будущих первоклассников»
Целевая аудитория: родители

Подготовил:  педагог-психолог Павлыга Н.А.

1. Постоянно рассказывайте ребенку обо всем, что его окружает, что Вы знаете.
2. Детям, которые мало говорят, давайте возможность больше рисовать, лепить. Тренируйте мелкую мускулатуру.
3. Рассуждайте с ребенком на самые различные темы. Предлагайте самому делать выводы и высказывать предположения.
4. Тренируйте умение общаться. Например, с помощью игры в мяч: бросьте ему мяч и назовите предмет (например, ель), пусть он кидает обратно со словом «дерево» (слон-животное, ромашка-цветок и т.д.).
5. Развивайте слуховую память (запоминайте цифры), зрительную (раскладывайте предметы) и логическую (учите, как преобразовывать несколько слов в понятное предложение, чтоб их запомнить).
6. Развивайте самостоятельность ребенка.

 Психологические тренинги для подготовки ребенка к обучению в школе.

 ТРЕНИНГ 1. Ребенок увлеченно играет. Попросите его отвлечься и выполнить просьбу, состоящую из нескольких заданий (например – принеси мне плед и выключить телевизор). Повторяя такие задания, вы формируете навыки подчинения указаниям взрослого.
ТРЕНИНГ 2. Предложите ребенку игру – нарисовать узор под диктовку на бумаге «в клетку». Начинать надо с верхнего левого угла листа. Диктуйте: одна клетка вправо, две клетки вниз, одна влево и т.д. При этом развивается способность к пространственной ориентации, глазомер, умение внимательно слушать и выполнять задания.
ТРЕНИНГ 3. Возьмите текст книги с крупным шрифтом. Попросите ребенка подчеркнуть или вычеркнуть определенную букву в целом абзаце последовательно, строка за строкой. Регулярное выполнение таких игровых заданий способствует приобретению навыков концентрации внимания и активности мышления.
ТРЕНИНГ 4. Положите на стол 7-10 различных предметов и прикройте их полотенцем. Приоткрыв секунд на 10 и снова закрыв, предложите ребенку перечислить предметы. Затем поменяйте местами два каких-то предмета и предложите ребенку за те же 10 секунд определить разницу. Такие задания развивают внимание и активизируют зрительную память.
Помните, все тренинги должны проводиться только в виде игры с обязательной фиксацией результата. Ребенок должен сам стараться улучшать свои достижения.

Тесты для первоклассников

К первому классу ребенок должен уметь многое: полностью себя обслуживать, вести себя в коллективе, подчиняться взрослым и знать огромное количество вещей: от законов природы до фонетического разбора слов. А еще он должен быть готов ответить на вопросы, кто лучше — мама или учительница, как вдеть нитку в иголку и сколько стоит буханка хлеба.И хоть никто не заставляет родителей учить будущих первоклашек читать и решать примеры еще в детском саду, а официально экзаменов и тестов при приеме в первый класс  нет, все понимают: к первому классу надо готовиться — тем более если собираешься отдать ребенка в школу, к которой не относишься по прописке, или претендуешь на начальную школу при престижной гимназии. Так что должен уметь ребенок к 6-7-летнему возрасту?  О многом из того, что должен знать или уметь будущий первоклассник, родители даже не задумываются…

^ Простой тест для будущих первоклассников

Минимальные знания будущего первоклассника оцениваются не по количеству слов, которые он может прочитать в минуту, и не по знанию таблицы умножения. Чтобы оценить подготовленность ребенка к получению начального образования, ему могут задать такие вопросы:

Назови свою фамилию, имя, отчество.

Сколько тебе лет? А сколько будет через год? А через два?

Как зовут твоих родителей?

Утром ты завтракаешь, а днем…?

Сравни самолет и птицу. Что у них общего, чем отличаются?

Футбол, гимнастика, теннис, плавание — это…?

Что нужно сделать, чтобы вода в чайнике закипела?

Нож — что это? Велосипед — что это? Килограмм — что это?

Сравни квадрат и прямоугольник. Что у них общего, чем отличаются? Какие еще геометрические фигуры ты знаешь?

В какой стране ты живешь? Какой твой адрес?

Береза, дуб, осина — это…?

Каких домашних, диких животных ты знаешь? Почему их так называют?

У коровы — теленок, у собаки — …, у лошади — …?

Почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум?

Огурец, помидор, морковь, свекла — это …?


«Рисовательный» тест, показывающий развитие мелкой моторики у ребенка, состоит в следующем: нарисуйте циркулем круг диаметром 2,5-3 см. Пусть ребенок обведет его по контуру, не отрывая руки от бумаги. Обратите внимание, насколько точно он выполнит задание.
Предлагаем самостоятельно развивать внимательность, наблюдательность и усидчивость своего малыша, предлагая ему выполнение различных упражнений… Например:

«Десять треугольников». Предложите ребенку цветными карандашами нарисовать в ряд десять треугольников. Когда работа будет завершена, попросите его заштриховать третий, седьмой и девятый треугольники. Задание повторяется только один раз. Ребенок выполняет его, как понял с первой попытки.
«Как это можно использовать?». Любой предмет можно сделать объектом развития мышления и сообразительности ребенка. Например, обычный карандаш. Спросите у малыша, как его можно использовать? Пусть он придумает не менее 10 вариантов (рисовать, как палочку, удочку, градусник и пр.).
«Нелепицы». Для этого задания необходимо подготовить картинки с нелепицами — например, висящими на деревьях овощами и растущими на грядках фруктами. В течение двух минут ребенок должен найти все изображенные на картинке несоответствия.


^ Тест, с помощью которого можно определить, хочет ли малыш идти в школу и что его там привлекает


Психологи утверждают, что ребенок должен не только уметь многие вещи, но также хотеть идти в школу. Хочет ли стать первоклассником ваш ребенок? Это можно проверить, задав ему несколько вопросов. Правда, предлагаемый на многих образовательных сайтах тест наверняка вызовет улыбку у родителей, которые, положа руку на сердце, выбрали бы «неправильные» варианты ответа…

1.Если бы было две школы — одна с уроками русского языка, математики, чтения, пения, рисования и физкультуры, а другая только с уроками пения, рисования и физкультуры, — в какой из них ты бы хотел учиться?

2.Если бы было две школы — одна с уроками и переменками, а другая только с переменками и никаких уроков, — в какой из них ты бы хотел учиться?

3.Если бы было две школы — в одной за хорошие ответы ставили бы десятки и девятки, а в другой давали бы сладости и игрушки, — в какой из них ты бы хотел учиться?

4.Если бы было две школы — в одной можно вставать только с разрешения учительницы и поднимать руку, если ты хочешь что-то спросить, а в другой можно делать на уроке все что хочешь, — в какой из них ты бы хотел учиться?

5.Если бы в классе у вас заболела учительница и директор предложил бы ее заменить другой учительницей или мамой, кого бы ты выбрал?

6.Если бы было две школы — в одной задавали бы уроки на дом, а в другой нет, — в какой из них ты бы хотел учиться?

7.Если бы мама сказала: «Ты у меня еще совсем маленький, тебе трудно вставать, делать уроки. Останься в детском саду, а в школу пойдешь на будущий год», — согласился бы ты с таким предложением?

8.Если бы мама сказала: «Я договорилась с учительницей, что она будет ходить к нам домой и заниматься с тобой. Теперь тебе не придется ходить по утрам в школу», — согласился бы ты с таким предложением?

9.Если бы твой друг (подружка) спросил, что тебе больше всего нравится в школе, что бы ты ответил?


Проанализируйте ответы ребенка. За каждый правильный ответ дается 1 балл, за неправильный — 0 баллов. Если ребенок набрал 5 баллов и больше, можно смело сказать, что он внутренне готов к школе.

Можно попробовать оценить готовность малыша к школе, ответив на вопросы…



Тест для родителей будущих первоклассников.


Хочет ли ваш ребенок идти в школу?

Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает и в ней будет интересно учиться?

Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности, в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?

Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?

Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из пяти предложений?

Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?

Умеет ли он изменять существительные по числам?

Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?

Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно?

Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?

Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку?

Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?

Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?

Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?

Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?

Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук)?

Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно — рисовать, собирать мозаику

Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?


А теперь нужно подсчитать количество утвердительных ответов, получив за каждый по одному баллу.

15-18 баллов — можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы;

10-14 баллов — вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий;

9 и меньше — почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.

Оставить комментарий

Свежие комментарии
Архивы