Рубрики
Полезные ссылки
Фото

postheadericon СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА: «Игры и упражнения для усвоения образа буквы»

Тема: «Игры и упражнения для усвоения образа буквы»

Направленность:  консультация

Целевая аудитория:  родители, воспитатели

Подготовила: учитель-логопед Стрельникова Е.М.

При обучении детей грамоте часто приходится сталкиваться с такой проблемой как трудность в запоминании детьми графического образа букв. Это может быть связно с недостаточно развитой памятью и вниманием детей, а также с недостаточной мотивацией запоминания. Работу по запоминанию букв можно сделать интересной и увлекательной для детей, если применять следующие игровые задания:

— выкладывание букв из палочек;

— выкладывание букв из шнурочков;

— выкладывание букв из мелких камушков;

— выкладывание букв из различных семян (фасоли, гороха, семечек и т.д.);

— лепка буквы из пластилина;

— обведение буквы пальчиком по бархатной бумаге сначала с открытыми, а потом с закрытыми глазами.

Выполняя вышеперечисленные задания, дети своими руками воспроизводят графический образ букв, что благоприятно сказывается на развитии непроизвольной памяти и дети механически запоминают образ букв.

Можно также предложить выложить буквы из пальчиков:

Буква А: указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок».

Буква О: большой и средний пальцы образуют кольцо.

Буква ы: большой палец правой руки поднят вверх, все остальные сжаты в кулак, указательный палец левой руки образует отдельную палочку.

Буква С: указательный и большой пальцы левой руки образуют полуовал.

Буква Т: указательный палец правой руки поднят вертикально, а указательный палец левой руки расположен горизонтально над ними.

Буква Л: указательный и средний пальцы правой руки слегка раздвинув опустить вниз, а остальные пальцы сжать в кулак.

Буква П: указательные пальцы обеих рук опущены вниз, кончики больших пальцев соединены, остальные пальцы сжаты в кулак.

Буква М: сомкнуть кончики указательных пальцев, опустить их вниз вместе со средними пальцами, а остальные сжать в кулак.

Буква Д: указательный и средний пальчики правой руки опущены вниз и раздвинуты в стороны, а остальные сжаты в кулак; указательный палец левой руки образует «перекладину» под пальцами правой руки.

Буква Г: указательные пальцы обеих рук соприкасаются кончиками под прямым углом.

Буква ь: большой палец правой руки поднят вертикально, а остальные пальцы зажаты в кулак.

Буква Ш: большой палец и мизинец правой руки соединены, а указательный, средний и безымянный пальцы поднять вверх.

Буква Х: скрестить указательные пальцы правой и левой рук.

Буква Э: большой и указательные пальцы правой руки образуют полукруг, а указательный палец левой руки — «язычок» буквы э.

Задания на карточках:

— Найти изучаемую букву среди других букв и подчеркнуть.

— Найти слова, которые начинаются на изучаемую букву.

— Найди изучаемую букву из букв, написанных разными шрифтами.

— Найди изучаемую букву в различных сюжетных изображениях.

 

Игра «Буква-незнакомка».

На карточке напечатаны три буквы, две из которых уже знакомы, а одна нет. На первом этапе игры все буквы называет взрослый, на втором этапе ребенок показывает изучаемую букву, на третьем этапе называет все буквы ребенок.

Игра «Мешочек».

В непрозрачном мешочке у ведущего собраны 5 -10 (можно усложнить задачу, положив в мешочек все буквы) пластмассовых букв. Ведущий (взрослый или другой ребенок) предлагает игрокам выбрать в мешке букву и не вынимая из мешка руку отгадать на основе тактильных ощущений и собственного представления о графическом образе букв, что это за буква.

2 вариант игры: ведущий предлагает найти в мешке изучаемую букву.

Игра «деформированные буквы».

Вариантов данной игры существует много:

— Грызуны решили полакомиться буквами и сгрызли некоторые части букв. Догадайтесь, что это были за буквы.

— Буквы гуляли на полянке, вдруг начался дождь и буквы спрятались под зонтик. Определите по отдельным элементам, какие буквы под зонтиком.

-Кот точил когти о буквы и исцарапал их. Догадайтесь, что это были за буквы.

— Буквы едут в автобусе и только верхняя часть букв видна в окошке. Угадайте, что это за буквы.

— Отгадайте, какие буквы прячутся в домике по некоторым выступающим элементам.

— Буквы решили прокатится по реке, после того, как они сели в лодку, стала видна только верхняя часть букв. Угадайте, что это за буквы.

— Рыбы нашли в воде буквы и понадкусывали их. Восстановите первоначальный образ букв.

— Буквы вышли на прогулку, но тут откуда ни возьмись выбежала огромная собака. Буквы быстро спрятались от нее на дереве. Угадай, что это за буквы?

— На слова упали карандаши и закрыли части слов. Какие слова скрываются за карандашами?

— Буквы играют в прятки. Отгадайте, какие буквы спрятались за кубиками.

— На поляне выросли цветы. В какие буквы они превратились?

Часто для лучшего запоминания образа буквы детям требуется проанализировать ее составные части, т.е. какие элементы входят в состав этой буквы. Этому способствуют следующие задания:

Применяя вышеизложенные игры и упражнения можно добиться положительных результатов: дети запомнят графические образы букв и больше не будут их путать.

Еще игры и упражнения.

  1. Называние буквы. Дети знакомятся с тем, что звук можно обозначать графически, т. е. буквой. Буквы называем кратко, без призвуков «ы», «э», демонстрируем черно – белый печатный вариант.

Дети находят названные буквы на гранях кубиков, разрезной азбуке, и т.д.

  1. На что похожа буква (Просим назвать). Дети сравнивают букву с реальными предметами, фигурками, цифрами, животными, людьми. Благодаря образу дети легче запоминают особенности буквы. Можно предложить стихотворный текст для описания графического образа буквы:

Ж – Жук летает над лужком

Он устал ходить пешком.

З – буква «З» — замок висячий,

Ищем ключик ей в придачу.

Буквы «Г» я не боюсь,

Буква «Г» не злой, а добрый гусь!

  1. После анализа буквы (из каких элементов состоит буква, как расположены эти элементы в пространстве) можно из счётных палочек, верёвок, спичек выложить эту букву.
  2. Для развития тактильного восприятия, обвести контур буквы, изготовленной из разного материала. Ощупывая объёмную букву (из пенопласта) узнавать её закрытыми глазами.
  3. Для закрепления образа буквы можно использовать следующие приёмы: обведение трафарета буквы;

вырезание буквы ножницами;

лепка из пластилина,

выкладывание из семян.

Для автоматизации звукобуквенных связей можно предложить дидактические игры:

1.Пантомима «Живая буква» (дети изображают букву своим телом (один или совместно))

2.Изобрази букву пальцами;

3.Определение  буквы, написанной на спине, ладони: «Какую букву я написала?»;

4.Узнавание букв, написанных разными шрифтами;

5.Нахождение буквы в различных сюжетных изображениях.

 

 

 

 

 

 

 

Оставить комментарий

Свежие комментарии
    Архивы