Консультация для воспитателей «Формы работы по познавательному развитию дошкольников в условиях введения ФГОС»
Тема: Консультация для воспитателей «Формы работы по познавательному развитию дошкольников в условиях введения ФГОС»
Направленность: консультация.
Целевая аудитория: воспитатели.
Подготовила: воспитатель Явдошина Р.А.
Одним из направлений деятельности ДОУ является познавательное развитие. Работа по данному направлению проходит через все разделы программы.
В ФГОС используются три термина: «познавательное развитие», «познавательные интересы» и «познавательные действия».
- Познавательные интересы — это стремление ребёнка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения.
- Познавательные действия — это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора.
Кроме вопросов, которые тоже являются проявлением познавательных действий, сюда включаются исследовательско-экспериментальные действия, при помощи которых ребёнок сам добывает нужные ему сведения о мире.
- Познавательное развитие — это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности.
Наиболее эффективной формой и методом развития умственных способностей дошкольника является наглядное моделирование.
В познавательном развитии организуются три основных варианта моделирования.
- Модель как иллюстрация проблемной игровой ситуации.
- Создание модели воспитателем при помощи (участии) детей по ходу решения проблемы.
- Самостоятельное создание каждым ребенком или группой детей модели как инструмента познания проблемно-игровой ситуации.
В сюжетноролевой игре, в рисунках, в конструировании — они моделируют жизнь окружающих людей, содержание литературных произведений, взаимоотношения между предметами, понятиями.
Федеральный государственный стандарт считает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования. (ФГОС пункт 1.4.7.)
В задачах, которые ставит Госстандарт, есть и такая: «формирование общей культуры личности детей. развитие интеллектуальных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности
Содержание познавательного развития детей предполагает:
- Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
- Формирование познавательных действий, становление сознания.
- Развитие воображения и творческой активности.
- Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира.
- Формирование представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях).
- Формирование представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
- Формирование представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программах для каждой группы указываются те виды деятельности, в которых это содержание может быть реализовано.
Исследования в области дошкольного образования, показали, что формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста возможно посредством современных образовательных технологий:
-использования ИКТ технологий,
-экспериментирования,
— проектной деятельности,
-знаково-символическими средствами- моделирование.
Для обеспечения познавательной активности детей широко используется проектный метод как вариант интеграции разных видов деятельности детей с дошкольного возраста.
Типы проектов в ДОУ
Исследовательские и информационные. Их отличает четкая структура, обозначенность целей, наличие гипотезы, актуальность и социальная значимость содержания для всех участников, комплекс методов получения и обработки информации.
Творческие. Нет детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается в соответствии с интересами участников (подчиняясь конечному результату (продуманную структуру имеет только оформление результата; программа концерта, сценарий постановки и т. д.).
Игровые. Структура только намечается, а участники берут на себя определенные роли (литературных персонажей, выдуманных герое» в придуманных ситуациях).
Практико-ориентированные с четко обозначенным» ориентированным на социальные интересы результатом и продуманной структурой и организацией работы.
В любом из вышеназванных типов проектов обязательно присутствуют компоненты игры: сюжетно-ролевой, театрализованной» дидактической, сюжетно-дидактичсской, подвижной, режиссерской.
Основные формы взаимодействия педагога с детьми, способствующие познавательному развитию:
— вовлечение ребенка в различные виды деятельности;
— использование дидактических игр;
— применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, развития речи.
Традиционные формы работы:
- Беседы
- Досуги
- Игровые беседы с элементами движения
- Занятия
- Развлечения
- Викторины
- Клубы
- Конструирование
- Театрализованная деятельность
- Дидактические игры
- Спортивные игры
- Народные игры
- Экскурсии
- Походы
- Выставки
- И т. д
Интерактивные формы работы:
- Пресс-коференция
- Устные журналы
- «Школа исследователей»
- «Клуб любознательных»
- Рисунки-сочинения
- Интегративная деятельность
- Проектная деятельность
- Исследовательская деятельность
- Режиссёрская игра
- Создание коллекций
- Изостудия
- Коллективное дело
- «Сказочная лаборатория»
- И т. д
Сотрудничество с семьей строим по следующим направлениям:
- вовлечение семьи в образовательный процесс, организованный дошкольным учреждением;
- повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания и конференции, консультации. Педагоги оформляют папки — передвижки, выпускаются информационные листы для родителей.
- обеспечение единства воздействий детского сада и семьи в вопросах познавательного развития воспитанников.
Оценка эффективности работы по познавательному развитию детей осуществляется с помощью педагогической диагностики, проводимой по всем разделам.