Рубрики
Полезные ссылки
Фото

postheadericon Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников

Тема: «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»

Направленность: консультация

Целевая аудитория:  воспитатели

Подготовила: воспитатель Медведева Л. Н.

Уважаемые коллеги, современный образовательный процесс требует от педагогов ДОУ нового подхода к собственной деятельности, использование новейших форм, методов и технологий воспитания, развития и обучения детей. В центре воспитательного процесса находится ребёнок. Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Нам часто приходится слышать от родителей, особенно при подготовке к празднику, что ребенок плохо запоминает стихи, путается в строчках. Но в то же время он великолепно запоминает рекламу или может легко пересказать серию мультфильма, с достаточно сложно произносимыми словами.

В чем же причина? Дошкольный возраст – возраст образных форм сознания. Наукой давно доказано, что в первом случае, при разучивании, например, стихотворения требуется произвольное запоминание, а во втором – действует непроизвольное, освоенное на эмоциях и интересе ребенка. И наш педагогический опыт это подтверждает, ведь в дошкольном возрасте преобладает наглядно – образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер.

Память стала предметом изучения раньше появления науки психологии: до того, как заметили и описали познавательные процессы. Было признано, что память способна к усовершенствованию и начали разрабатываться практические способы повышения ее продуктивности. Первое учение о памяти появилось в форме мнемоники.

Мнемо́ника (др.-греч. μνημονικόν — искусство запоминания)

Происхождение мнемоники относится к V -VI столетиям до н.э. Вероятно, основателем мнемотехники можно назвать одного из представителей классической литературы и науки поэта и философа Симонида Кеосского.

Об изобретении его рассказывают следующее. Симонида пригласили к одному богатому человеку на пир. Когда гости уже сидели за столом, Симониду доложили, что пришли два молодых человека, которые желают его видеть. Он тотчас же встал из-за стола и вышел. В то время, как он вышел, комната, в которой происходило пиршество, провалилась, и все в ней находившиеся были убиты. Тем, которые желали похоронить своих погибших родственников и друзей, не представлялось никакой возможности узнать их обезображенные трупы. Тогда Симонид старался вспомнить, в каком порядке сидели пирующие за столом, и по месту, ими занимаемому, он мог определить каждый труп. Это подало ему повод к открытию того закона, что по месту можно вспомнить образ известного лица, а это привело его к открытию способа запоминания.

Прозорливый Симонид подметил, что наиболее совершенные образы возникают в наших умах для тех вещей, которые были переданы им и запечатлены в них чувством, но самое острое из всех наших чувств – чувство зрения, и, следовательно, восприятия, полученные при помощи слуха или благодаря размышлению, могут быть легче всего сохранены, если они также переданы нашим умам посредством зрения.3

Дети начинают осваивать взрослый мир с помощью прикосновений, зрительных и слуховых образов. Для развития образного мышления, ассоциативной памяти и улучшения запоминания, обогащения словарного запаса, развития речи  применяется мнемотехника.

 Мнемоте́хника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей).

Приёмы мнемотехники не совершенствует память, они только облегчают запоминание, как бы увеличивая объем памяти. Задача мнемотехники — связать запоминаемое понятие с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями.

Суть мнемотехники заключается в следующем : на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать : связность,  последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Обучение детей мнемотехнике преследует следующие цели:

  • Развитие памяти, запоминание связных больших отрывков произведений;
  • Приобретение навыков по выстраиванию логических событий в правильном порядке;
  • Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти;
  • Обогащение словарного запаса, развитие речи;
  • Развитие мышления и фантазии, мелкой моторики рук.

Приемы мнемотехники осваиваются ребятами постепенно. Сначала разучиваются простые мнемонические приемы, затем переходят к сложным упражнениям. Это работает по схеме:

 

  • Для младших групп в детском саду обычно применяются простые карточки — мнемоквадраты. которые представляют собой несложное изображение. Каждое изображение обозначает слово, словосочетание или же несложное короткое предложение. Таким образом у малышей словарный запас выходит на более высокий уровень;
  • Далее, дети осваивают мнемодорожки, это коллаж, состоящий из трёх — четырех несложных изображений. Ребята учатся составлять истории, опираясь на него;
  • Мнемотаблицы – сложные упражнения для развития детей. Мнемотаблицы составлены так, что по ним воспроизводятся рассказы.

.

Основные преимущества мнемотаблиц

Использование мнемотаблиц в развитии речи детей получило достаточно широкое распространение среди специалистов и педагогов. Применение данной технологии позволяет значительно облегчить процесс обучения малышей дошкольного возраста и максимально ускорить темпы развития детской связной речи.

Благодаря тому, что в процессе изучения применяются красочные зрительные схемы, малыши учатся строить грамматически правильные, логически завершенные, последовательные и точные тексты, насыщенные разнообразными уточняющими деталями.

Мнемотаблицы позволяют проводить обучение детей временам года, стихам, изучать животных, познавать окружающий мир.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать, как я отметила выше,  цветные изображения, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка — зеленая, ягодка – красная. Позже — усложнять или заменять другой заставкой — изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.

Число квадратов на одной схеме или таблице, используемой для обучения ребенка дошкольного возраста, не должно превышать 9.

Даже со старшими детьми не стоит использовать более 2 различных мнемотаблиц в день. Повторное рассмотрение каждой из них возможно только по желанию ребенка.

Тематику занятий необходимо менять ежедневно. Так, в частности, в первый день могут использоваться таблицы для занятий мнемотехникой с дошкольниками на тему «осень», во второй – на музыкальную тематику, в третий – на тему известных сказок, в четвертый – на тему зимнего времени года и так далее.

А сейчас я познакомлю вас с различными вариантоми  использования мнемотаблиц

 

МНЕМОТАБЛИЦЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ РАССКАЗОВ

В начале занятия с мнемотаблицами воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть все рисунки и рассказать об увиденном. Затем взрослый подробно расшифровывает таблицу — составляет интересный рассказ для ребят.

Далее воспитатель предлагает малышам воспроизвести весь рассказ, глядя на картинки. Этот прием с успехом используется в старших группах ДОУ.

ЛЁГКИЙ МЕТОД РАЗУЧИВАНИЯ СТИХОТВОРЕНИЙ

Методы мнемоники — это прекрасный способ быстро запоминать стихи. Каждому слову или действию, описанному в стихотворении, соответствует своя картинка. Дети в детском саду повторяют за воспитателем фразы и показывают соответствующие картинки. По сути, эта методика представляет собой простой ребус, в котором зашифровано все стихотворение. Естественно стихи запоминаются гораздо быстрее, ведь их можно увидеть!

      СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА ПО МНЕМОТАБЛИЦЕ

Описательный рассказ. Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание — это анализ. Что ребенку очень трудно. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета. С помощью мнемотаблицы все становится понятным.

 

ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ ПРИ ПОМОЩИ  МНЕМОТАБЛИЦЫ

Сказка — неизменный спутник детства — играет особую роль в жизни ребенка. Малыш сопереживает героям, разделяет их чувства, живет вместе с ними в мире сказки. Пересказу сказки принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

 

Для детей дошкольного возраста, которые хорошо обучаемы мнемотехнике задания с таблицами усложняют:

  • В мнемотаблице по одной из сказок может присутствовать один или несколько лишних персонажей, задача — определить какой;
  • Герои нескольких сказок могут быть перепутаны в одной таблице, задача дошкольника – распределить их по группам – каждая – для одной сказки;
  • Мнемотаблицы можно разрезать на мнемоквадраты и дать задание детям восстановить правильную последовательность. Это может быть как выстроенный логический ряд, так и целая сказка. В качестве подсказки – взрослый может читать произведение вслух, а ребенок будет выкладывать последовательно картинки — ассоциации.
  • Если на начальном этапе работы можно давать готовые схемы, то на следующем — можно помогать ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность, т. е. мнемотаблицы можно придумывать вместе, сообща.

Обучение детей мнемотехнике в той или иной форме не только поможет запоминать стихи и важную информацию, но и научит их выстраивать в логические цепочки, научит рассказывать и выдумывать истории, значительно расширит словарный запас ребенка.
Использование мнемотехники открывает для воспитателей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро.
Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога.

 

Оставить комментарий

Свежие комментарии
    Архивы