Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Что такое психологическая готовность к школе?

Опубликовано 30.11.2022

Подготовила: педагог-психолог Павлыга Н. А.

Цель: повышение психологической компетентности родителей в вопросах подготовки ребенка 6-7 лет к обучению в школе.

Поступление в школу - чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребенка, так и для его родителей. Безусловно, вы родители, заинтересованы в школьных успехах своего ребенка, поэтому как можно раньше начинаете готовить его к поступлению в школу.

Что надо сделать, чтобы ребенок попал в школу подготовленным и учился хорошо, получая при этом положительные эмоции?

Многие родители считают, что если ребенок научился читать и писать, то его пора отдавать в школу. Умение читать, писать и считать являются признаками умственного развития детей, а не критериями готовности детей к обучению в школе.

Вся дошкольная жизнь готовит ребенка к школе, а не только последний перед школой год. Готовность ребенка определяется его физическим и психическим развитием, состоянием здоровья, умственным и личностным развитием.

Подробнее о критериях школьной зрелости.

Подготовка к школьному обучению - задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Но в первую очередь необходимо позаботиться о психологической готовности. Требования, которые предъявляет школа к ребенку, значительно отличаются от тех, к которым он привык в детском саду: изменяется социальная позиция. Первоклассник должен быть более самостоятельным, организованным, должен уметь управлять своим поведением, должен быть готов к новым формам сотрудничества с взрослыми.  Немаловажным в успешности обучения первоклашек является психологический настрой родителей, их умение общаться друг с другом. Известно, что как чрезмерная тревожность, так и беспечность взрослых, отрицательно отражаются на школьной готовности ребенка.

Физическая готовность

Это сохранение здоровья, реализация потребности ребенка в движении; укрепление организма; физические способности являются фундаментом для формирования произвольного поведения, помогают наладить взаимоотношения с товарищами в играх и соревнованиях. Важно, чтобы пошел ребенок в школу физически крепким, здоровым. Особое внимание в подготовительный период к школе требуется проводить закаливающие процедуры, упражнения по укреплению зрения, голоса, слуха, формирование правильной осанки.

Если ребенок физически ослаблен, ему трудно сохранять осанку, сидя за партой, долгое время работать на уроке из-за быстрой утомляемости.

На самом деле самая тяжелая нагрузка в школе – это необходимость сидеть 40 минут урока. Это требует значительных усилий и напряжения всего организма. Если ребенок здоров, хорошо развит физически, находится в основной группе здоровья, у него нет отклонений в развитии, тогда он выдержит любую программу. Ослабленный, больной ребенок быстро устает, не выдерживает нагрузку, становится не работоспособным. Поэтому так важна физическая подготовленность.

Для овладения письмом важно развитие мелких мышц. Описки, пропуски букв, различная высота букв - результат недостаточного развития «ловких мышц». Хорошо развивает ручную умелость рисование карандашом, кистью, красками, лепка, оригами, игры с мелкими материалами, игры с пипеткой, бельевыми прищепками, различные пальчиковые игры.

Существует тесная связь между координацией движений и речью. Так же необходима особая психологическая готовность, которая включает в себя несколько компонентов: педагогическая, интеллектуальная, мотивационная, эмоционально-волевая, коммуникативная.

Мотивационная готовность

Мотивационная готовность предполагает у школьника желание принять новую социальную роль. Для этого важно, чтобы школа привлекала его своей главной деятельностью - учебой. У ребенка должна быть сформирована «внутренняя позиция школьника».

Отношение ребенка к школе у большинства детей появляются задолго до того, как они станут учениками.

Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:
-положительных представлений о школе;
-желание учиться в школе, чтобы узнать, уметь много нового;
- сформированной позиции школьника.

Именно подготовительная группа детского сада позволяет сменить игровую позицию на учебную. От позиции дошкольника «я хочу» ребенок переходит к позиции школьника «надо». Он начинает понимать, что в школе применяются правила, оценочная система. Обычно готовый к обучению ребенок «хочет учиться».

Личностная готовность выражается в том, как ребенок относится к школе, к учителям, к самому себе. Очень важно, чтобы на пороге школы ребенок был готов к новому образу жизни, к принятию новой социальной позиции – положению школьника, имеющему ряд обязанностей, прав.  Без этого первоклассника будет трудно, даже если он интеллектуально развит. Такие дети часто учатся неровно, успехи появляются только на тех занятиях, которые ребенку интересны, а остальные задания он выполняет небрежно, наспех. Еще хуже, если дети совершенно не хотят идти в школу и учиться. Это недостаток воспитания, и такое поведение является результатом запугивания школой, особенно если ребенок не уверен в себе, робок ("Ты двух слов связать не можешь, как же ты в школу пойдешь?”, "Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!”). Поэтому необходимо выработать верное представление о школе, положительное отношение к учителям, к книгам. Личностной готовности к школе родители должны уделить особое внимание. Они обязаны научить ребенка взаимоотношениям со сверстниками, создать такую обстановку дома, чтобы малыш чувствовал себя уверенно и ему хотелось идти в школу.

Коммуникативная готовность (социальный интеллект, социальная зрелость)

Коммуникативная готовность предполагает умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться, т.е. это качества, обеспечивающие безболезненную адаптацию ребенка, способствующие его благоприятному развитию.

Коммуникативная готовность – умение ребенка строить отношения со своими сверстниками и умение с ними общаться, а также он должен понимать и исполнять особую роль ученика. Эти умения должны быть уже сформированы. Когда ребенок социально не зрел, то у него и доска плохая, и Петя помешал, то есть виноваты все, только не он. Он боится, что его будут ругать, оценивать в негативной форме. И ребенок вынужден защищаться. Такому ребенку нужна помощь – принятие таким, какой он есть. Уважение и доверие к ребенку должны определять позицию родителей. Это создаст ребенку ощущение психологического комфорта, защищенности, уверенности в своих силах, поможет пережить самый стрессовый класс. Ведь каждый день нужно быть готовым к урокам, внимательным, выдерживать нагрузку, смену деятельности. Когда ребенок попадает в школе в ситуацию дезадаптации, не комфорта и не успеха, то ответственны в этом родители. И помощь психолога, в какой сфере ребенок успешен и неуспешен, будет не лишней.

Умение ребенка общаться со сверстниками, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться по необходимости — качества, которые обеспечивают ему безболезненную адаптацию к новой социальной среде. Это способствует созданию благоприятных условий для дальнейшего обучения в школе.
Эмоционально-волевая готовность

Эмоционально-волевая готовность предполагает радостное ожидание начала обучения, развитые нравственные, эстетические чувства, сформированные свойства личности (сочувствие, сопереживание).

Волевая готовность предполагает умение ребенка делать то, что требует учитель, школьный режим, программа. Чтобы делать необходимое, нужно волевое усилие, умение управлять своим поведением.

В возрасте 6 лет ребенок способен уже анализировать собственные движения и действия. Он приучается ограничивать свои желания, преодолевать трудности, его поведение уже не носит импульсивный характер. Поэтому он может намеренно заучивать стихотворения, отказаться от игры ради выполнения какого-либо "взрослого” задания, способен побороть боязнь перед темной комнатой, не заплакать при ушибе.

Родителям нужно уметь поддержать, подсказать, а не выполнять задание за ребенка. Любое давление со стороны родителей может у него вызвать нежелание и страх. Поэтому так важны доверительные и позитивные отношения в семье.

Может помочь игра.

Мотивационная готовность включает в себя такое психологическое качество,
как самооценка. Ребенок концу дошкольного возраста должен иметь адекватную самооценку, понимать свои удачи и промахи.

Ребенок должен быть подготовленным в этом плане. Когда ребенок не боится совершать ошибки, он учится их преодолевать. Когда он учится преодолевать трудности в учебе, в учении, у него повышается самооценка. Самооценка - оценка личности самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Самооценка дошкольника формируется:

  • под воздействием похвалы взрослого, их оценок достижений ребенка;
  • под влиянием чувства самостоятельности и успехов, которые ребенок переживает в разных видах деятельности.

Критерии самооценки зависят от взрослого и от принятой системы воспитательной работы

Интеллектуальная готовность заключается в приобретении определенного кругозора, запаса конкретных знаний, в развитии памяти, внимания, мышления, воображения. Важно, чтобы ребенок желал узнавать что-то новое. Высокий уровень обучаемости напрямую связан с познавательной активностью.

Интеллектуальная готовность к школе- это способность ребенка быть внимательным, быстро входить в рабочую зону, то есть с первой секунды включаться в рабочий процесс. Очень важно, чтобы ребенок умел удерживать в голове поставленную педагогом задачу, уметь анализировать и давать ответ (результат), и к тому же уметь самого себя проверить.

К 6-7 годам ребенок должен знать свой адрес, название города, в котором живет, название страны, ее столицы, имя и отчество матери, отца, где они работают; понимать, что их бабушка - чья-то мама, отца или матери, что их дедушка — чей-то папа (отца или матери). Ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках. Знать названия месяцев, дней недели, текущий год. Знать основные виды деревьев, цветов, различать домашних и диких животных.

Дети должны ориентироваться во времени, пространстве и близком социальном окружении.

Но умственное развитие не заключается в большом словарном запасе. Условия жизни изменились. Теперь ребенка окружают разные источники информации, и дети буквально впитывают новые слова и выражения. Словарь их резко увеличивается, но это еще не значит, что так же быстро развивается и мышление. Тут нет прямой зависимости. Ребенок должен научиться сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, анализировать. Но достигает он этой способности только тогда, когда с ребенком занимаются. Причем не специально обучая, а при общении. Детей дошкольного возраста характеризует общая любознательность. Это возраст "почемучек”.

Но часто случается, что любознательность гаснет, и в школе, даже начальной, у детей возникает интеллектуальная пассивность. Эта пассивность приводит их в число отстающих. Как этого избежать? Психологи советуют всегда отвечать на вопросы, которые задает ребенок, так как общение с родителями — огромная радость и ценность для ребенка. Не следует отмахиваться от детских вопросов. Дети наблюдательны, но им не хватает жизненного опыта, чтобы правильно заметить, истолковать замеченное явление.

 Если своим вниманием вы будете поддерживать его интерес к познанию, то малышу будет легче развиваться. К сожалению, родители часто отмахиваются от надоевших вопросов — это и является основой интеллектуальной пассивности. Также к этому ведет и "пичкание” ребенка готовыми знаниями.

Интеллектуально пассивным детям требуется развивать любознательность и использовать игры. Понимающие родители в период работы по дому квартиру превращают в палубу корабля, космодром, больницу, где выполняются с удовольствием, без угроз и насилия, определенные задания. Полезны игры разные. Даже "несерьезные” игры: в "больницу”, "дочки-матери”, "школу”. Особенно ценно, когда в таких играх участвуют сразу несколько детей. Это развивает коллективизм, ребенок учится строить взаимоотношения, разрешать возникающие конфликты. Дети осваивают взрослую жизнь, систему поведения, обязанности. И главное — все происходит без принуждения, легко и охотно. Развивается воображение — умение представить себе, "что было бы, если бы...”.

Полезны также игры с пластилином, карандашами и т. д. То есть почетное место в подготовке к школе занимает лепка, аппликация, рисование, конструирование.

Родители могут подключиться к процессу игры и ненавязчиво предложить интересный сюжет или конструкцию.

Необходимо развивать воображение, мышление, восприятие. При низком уровне воображения, возникают трудности в освоение письма. Слуховое восприятие тесно связано с развитием речи. Сейчас печатается много книг с играми, упражнениями по развитию психических процессов. Ими можно воспользоваться.

По возможности оградите ребенка от просмотров взрослых фильмов. Такие фильмы только засорят его сознание. Не стоит развивать своего ребенка только в одном направлении, так как он может не ориентироваться в других областях знаний. Это предостережение относится к тем родителям, которые хотят сделать из сына или дочери вундеркинда. Не надо спешить, так как ваш одаренный, необыкновенный ребенок может не найти места в коллективе и не адаптироваться к школьной программе. Нужно стараться не фиксировать его внимание на узкой "специализации”, а помочь развиваться гармонично, всесторонне, учитывая возрастные особенности детской психики и состояние здоровья.

Родители должны понимать, что лучшая подготовка к школе — это естественное желание ребенка играть, а не серьезные занятия на заданную тему. Не гасите интерес!

Главное — не ущемить самостоятельность ребенка. Надо побудить его к самостоятельному поиску идей и средств их воплощения.

Ребенок, у которого в дошкольном детстве развиты все психические процессы: внимание, память, воображение, мышление, речь, моторика, физическое здоровье, - успешен в школе.

 

Политика cookie

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных на вашем компьютере.

Вы согласны?