Рубрики
Страницы
Полезные ссылки
Фото

postheadericon Консультация для родителей.

Тема: «Подготовка руки дошкольника к школе».

Целевая аудитория: родители.

Подготовила воспитатель: Шагаева Н.М.

«Подготовка руки дошкольника к письму»

В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта. Основное внимание должно быть обращено на формирование правильной позы при письме (рисовании, выполнении штриховки, лепке и т. Д.): детей прежде всего учат сидеть, держать карандаш, располагать необходимые предметы на парте, самостоятельно работать. Также родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем в процессе  школьного обучения.

На самых ранних этапах подготовки к школе, ребенка необходимо прежде всего научить правильно сидеть при письме, правильно держать ручку и ориентироваться в пространстве. Умение различать правую и левую стороны — важная предпосылка для многих видов деятельности в процессе обучения. Для этого педагогу нужно:

1. Научить показывать правую и левую руку.

2. Поднимать поочередно правую и левую руку. Учить брать предметы правой и левой рукой.

3. Учить различать другие парные части тела.

Далее необходимо переходить к формированию ориентировки в окружающем пространстве:

а) определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку;

б) определение пространственного соотношения между несколькими предметами.

Письмо связано с умением ребенка свободно ориентироваться на листе бумаги. Поэтому в старшем дошкольном возрасте уделяется  значительное внимание развитию пространственных ориентировок. Проводятся упражнения для ознакомления детей с тетрадью (со страницей, расположением строк, с листом в линейку и клетку). Детям должны быть знакомы термины — «верхняя строка», «нижняя строка», «верхний правый (левый) угол», «нижний правый (левый) угол», «середина страницы», и т. д.

В ходе реализации данного направления работы можно использовать:

  • книжки-раскраски (лучше использовать цветные карандаши);
  • копирование картинок на прозрачную бумагу;
  • рисование и копирование узоров и орнаментов;
  • занятия с пластилином и глиной;
  • выполнение аппликаций отщипыванием;
  • нанизывание бус, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок;
  • массаж и самомассаж рук:

Является одним из видов гимнастики. Оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая эластичность и сократительную способность мышц. Массаж рук способствует снятию моторной напряжённости мышц рук и развивает гибкость и подвижность пальцев.

  1. подушечки четырех пальцев правой руки установить у основания пальцев левой руки с тыльной стороны ладони. Пунктирными движениями смещать кожу к лучезапястному суставу. Проделать то же с другой рукой;
  2. кисть и предплечье левой руки расположить на столе. Ребром ладони правой руки имитировать «пиление» по всем направлениям тыльной стороны правой ладони. Проделать то же с другой рукой;
  3. кисть и предплечье левой руки расположить на столе. Правой рукой сделать массаж тыльной стороны ладони левой руки. Проделать то же с другой рукой;
  4. костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигать вверх-вниз по ладони левой руки. Проделать то же с другой рукой;
  5. фалангами сжатых в кулак пальцев производить движения по принципу «буравчика» на ладони массажируемой руки. Проделать то же с другой рукой;
  6. кисть и предплечье левой руки расположить на столе. Согнутыми указательным и средним пальцами правой руки делать хватательные движения на пальцах левой руки. Проделать то же с другой рукой;
  7. движения как при растирании замерзших рук;
  8. подушечку большого пальца правой руки положить на тыльную сторону массируемой фаланги пальца левой руки. Массируйте спиралевидными движениями.

Игры на развитие тактильного восприятия.

Тренируют чувствительность пальцев рук, помогая им научиться определять такие качества предметов, как твёрдость и мягкость, форма и вес, температура и текстура. «Узнавание» ребёнком предметов на ощупь в дальнейшем даёт возможность правильно держать кисть, регулировать силу её захвата и улучшает тонус мышц, что делает движение руки более точным.

Пальчиковые игры.

Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Необходимо стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. «Пальчиковые игры» очень эмоциональны и увлекательны. Они как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.   «Пальчиковые игры» — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др.

Работа с конструктором и мозаикой.

Игры с данными материалами направлены на совершенствование координации движений руки и развитие осязания. Детали мозаики и конструктора бывают разной формы, величины и цвета. Сначала можно предлагать ребёнку несложные задания (сортировку деталей по цвету , форме, величине. Выкладывать горизонтальные или вертикальные дорожки, узоры. Затем — учить строить изображения по образцу и самостоятельно.

Лепка из пластилина. Хорошо развивает мелкую моторику, укрепляет мускулатуру пальцев, вырабатывает «тонкие» движения руки, закрепляет навыки осязательного обследования.

Физкультурные упражнения.

Тренируют мелкие мышцы кисти. Они основаны на хватательных движениях и дозировке силы руки и способствует развитию точности движений. Вот несколько примеров таких занятий:

Игры с бигудями

-катайте их между ладошками, используя как массажер;

-из мягких бигудей можно выложить буквы, цифры, фигуры.

Игры с перчатками

Пришейте на перчатку липучку для ткани так, чтобы большой палец мог приклеиваться к остальным. Поочерёдно «приклеивайте» большой палец к остальным пальчикам.

Сухой бассейн

Наполните большую ёмкость крупой, фасолью, горохом, бобами, макаронами, пластиковыми пробками, колпачками от фломастеров и др. Попросите ребёнка опустить руки в «бассейн» руки, и пусть он находит спрятанные там маленькие игрушки.

Игры с катушками от ниток

-катайте катушки между пальцев;

-наматывайте нитки на чего либо.

Игры с носочками

-наполните носочки (или мешочки) разной крупой. Пусть ребёнок мнёт их одним пальчиком, двумя, всей ладонью. Такое занятие хорошо подходит для развития тактильных ощущений;

-пришейте большие бусины на носочки, наденьте получившейся массажёр на руку и водите им по ладошке (спинке) ребёнка.

Игры с зубными щётками

Растирайте щёткой сначала подушечку каждого пальчика, а затем медленно опускайтесь к его основанию. В самом конце помассируйте всю ладонь.

Игры с пуговицами и бусинами

-покажите, как нанизывать на леску крупные бусины или пуговицы, чередуя их;

-имитируйте «ходьбу на лыжах»: поставьте указательный и средний пальцы в углубление пуговиц и двигайтесь по столу, имитируя ходьбу на лыжах.

Игры со шнурками

Предложите ребёнку разноцветные яркие шнурки: пусть он их переплетает, завязывает (если умеет), выкладывает из них фигуры, буквы, цифры.

Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками. Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из мелких предметов: семян, пуговиц, веточек и т.д. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых.

Вырезывание ножницами.

Педагог уделяет особое внимание усвоению основных приемов вырезания — навыкам резания по прямой, умению вырезывать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые). Задача состоит в том, чтобы подвести детей к обобщенному пониманию способов вырезывания любых предметов. При объяснении задания необходимо учить детей не только пассивно усваивать процесс вырезывания, но и побуждать их давать словесную характеристику движениям рук педагога при показе способов вырезывания. Получая симметричные формы при сгибании бумаги, сложенной гармошкой, дети должны усвоить, что они вырезывают не целую форму а ее половину.

Старшие дошкольники начинают овладевать без предварительной прорисовки, подготовки линии контура навыками силуэтного вырезывания. Обучая силуэтному вырезыванию, успешно используется прием обведения контура предмета в воздухе. Развитию умения «видеть» предмет в воздухе способствуют систематически проводимые игры «Угадай, что рисую?», «Загадай, я отгадаю» (дети или педагог очерчивают в воздухе предмет, отгадывают). Прежде чем приступить к вырезыванию силуэта, следует продумать, откуда, с какого угла, в какую сторону листа, направить ножницы, т.е. учиться планировать предстоящее действие.

Умение уверенно пользоваться ножницами играет особую роль в развитии ручной умелости. Для дошкольников это трудно, требует скоординированности движений. Симметричное вырезывание, вырезание различных фигурок из старых открыток, журналов — полезное и увлекательное занятие для будущих первоклассников.

Рисование, раскрашивание.

Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. Раскрашивание, как один из самых легких видов деятельности, вводится в значительной степени ради усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил. Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Ребенок, выполняя работу по раскрашиванию, в отличие от работы, связанной с написанием букв, не чувствует усталости, он делает это с удовольствием, свободно, хотя его рука проделывает те же манипуляции, что и при письме. Поскольку эта работа не затрудняет ребенка, он может сосредоточиться на основной задаче — выполнении гигиенических правил письма.

Рисование различными материалами (ручкой, простым карандашом, цветными карандашами, мелом) требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета. Это тоже способствует развитию ручной умелости.

Работа с бумагой. Оригами. Плетение.

Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, фигурок зверей из бумаги. Необходимо познакомить детей с инструментами для обработки бумаги, показать приемы сгибания и складывания бумаги, дать первоначальные сведения о видах бумаги (писчая, рисовальная, газетная, оберточная).

Графические упражнения. Штриховка.

Важную роль в подготовке детей к письму играет освоение ими разнообразных изобразительных графических умений. Одним из видов подготовки дошкольника к письму является раскрашивание. Для этого могут использоваться готовые альбомы для раскрашивания. Необходимо обратить внимание детей на то, чтобы изображение было закрашено достаточно тщательно, ровно, аккуратно.

Детям предлагаются задания, связанные со штриховкой. Штриховка, как один из самых легких видов деятельности, вводится в значительной мере и для усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил. Вместе с тем она продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки.

Маленькие хитрости.

Очень важно научить правильно держать карандаш и ручку в руке. Начинать можно уже в 2-2,5 года, когда ребёнок уже может фиксировать и запоминать правильное положение руки. Есть несколько способов, которые позволяют малышу освоить правильное положение пальцев и кисти руки:

Способ 1

Специально разработанные насадки на карандаши: благодаря им взять карандаш неправильно просто невозможно! Такие «тренажёры» есть как для правшей, так и для левшей.

Способ 2

Попросите ребёнка безымянным и пальцем и мизинцем зажать салфетку, а свободными пальцами взять карандаш — правильный захват образуется естественным образом.

Способ 3

Использование трёхгранных ручек и карандашей, которые благодаря своей форме позволяют пальчикам принять естественное и правильное положение. Если говорить о толщине карандаша, то, чем младше ребёнок, тем толще должен быть карандаш.

Способ 4Предлагайте ребёнку почаще пользоваться раскраской и рисованием различных рисунков на фантазию.

Успешность работы по формированию двигательных навыков зависит от ее систематичности и регулярности. Задания должны приносить ребенку радость, нельзя допускать скуки и переутомления. Так как в данной ситуации снижается внимание, как следствие ухудшается уровень усвоения материала, теряется интерес к обучению в целом.

Оставить комментарий

Свежие комментарии
Архивы