Рубрики
Полезные ссылки
Фото

postheadericon СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА. МАСТЕР — КЛАСС для воспитателей: «Гимнастика для языка»

Тема: «Гимнастика для языка».

Направленность: МАСТЕР — КЛАСС для воспитателей

Целевая аудитория: воспитатели.

Подготовила: учитель-логопед Стрельникова Е.М.

Цель: раскрыть  родителям значимость проведения артикуляционной гимнастики в профилактике и коррекции дефектов произношения у детей.

     План:

  1. Причины нарушений звукопроизношения у детей.
  2. Своевременное  усвоение ребенком звуков речи.
  3. Нарушения звукопроизношения, не являющиеся возрастными на    4-м году жизни.
  4. Советы родителям.
  5. Значение артикуляционной гимнастики.
  6. Методические рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики дома.
  7.  Мастер – класс по проведению артикуляционных упражнений.

Ход

Сегодня, уважаемые родители, мы хотим рассказать вам о том, как помочь детям правильно и чётко произносить звуки русского языка.

Ребёнок учится произносить различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Точность, сила, объём движений развиваются у ребёнка постепенно.

Задача родителей – проводить подготовительную работу, которая поможет малышу овладеть движениями артикуляционного аппарата и развить слуховое внимание.  Взрослые могут помочь ему в этом – проведением артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика – это неотъемлемая часть работы по подготовке артикуляционного аппарата ребенка к постановке звуков.

Перечислим некоторые причины выражения родителей: — «каша во рту»:

  • Отсутствие эмоционального общения родителей с детьми  с самого рождения.
  • Протекание  беременности (первая и вторая половина; угрозы выкидыша; инто- ксикация; заболевания), были ли осложнения при родах, родился ли ребенок доношенным, какие заболевания он перенес в первый год жизни;
  •  Нарушения в строении артикуляционного аппарата:

— который во многом несет на себе следы влияния неблагоприятной  наследственности и образа жизни родителей; по наследству могут передаваться такие особенности строения органов, как диастема, короткая уздечка языка, расщелина твердого нёба, недоразвитие  челюстей;

— как проводилось вскармливание, которое отражается на формировании  глотательных, а затем жевательных функций; искусственное вскармливание,   продолжительное кормление ребёнка протёртой пищей, отказ от жесткой пищи;

— вредные привычки, нарушающие естественное развитие челюстно-лицевой области ребенка,  это: сосание сосок,  пальцев, языка, различных предметов; прикусывание губ и щек; привычка к ротовому дыханию.

  — механические нарушения.

  • Органические нарушения КГМ у ребёнка.

      Артикуляционный аппарат человека включает: губы, язык, зубы, челюсть, нёбо. Его строение, неразвитость, вялость мышц, их недостаточная подвижность и являются одной из основных причин неправильного звукопроизношения.

Уже с младенческого возраста ребёнок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно- мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, гуление, гуканье,  лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребёнка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни.

Жевание, сосание, глотание способствуют развитию более мелких мышц.

    Уже после 7-8 месяцев родители могут заняться подготовкой речевой, то есть артикуляционной, моторики к формированию правильного звукопроизношения.   Например, ребёнок улыбается, складывает губки в трубочку, облизывает губы, щёлкает язычком, изображая лошадку – активизируются мышцы, обеспечивающие формирование речедвигательного навыка. Чем раньше малыш научится щелкать языком, тем быстрее в его речи появятся звуки, требующие верхнего подъёма языка (Ш, Ж, Р, Л). Время и порядок появления звуков у разных детей неодинаковы. Обычно

к двум годам ребёнок усваивает губные звуки – П-Б, М и их мягкие пары, губно –зубные – Ф,В, переднеязычные – Т, Д, Н, СЬ, ЗЬ, заднеязычные – К, Г, Х.                                                                 

Свистящие звуки, шипящие и сонорные в возрасте до 2 -2,5 лет ребёнок пропускает или заменяет. До 3-х лет идёт смягчение звуков.

В норме уже к четырём годам дети овладевают правильным произношением всех звуков, иногда вызывает трудности произношение звуков Ш, Ж, Р, Л.

Нарушения звукопроизношения, не являющиеся возрастными в з года:

  1. Не произносит звуки- К, Г (кот -от) или заменяет их на звуки-Т, Д (гусь-дусь).
  2. Заменяет звонкие согласные  звуки на глухие (бабушка – папушка).
  3. Заменяет звуки Т, Д на звук Г (дом – гом).
  4. Искажает свистящие и шипящие звуки( м/з, боковые, губно – зубные).
  5. Замена свистящих и шипящих звуков на звук- Х (санки – ханки).
  6. Искажает звук Р ( горловой, боковой, носовой, двугубный).
  7. Искажает звук Л (горловой, носовой, зубно-зубной, губно-зубной).
  8. Замена звука Л на – У (лампа — уампа), на – Д (дампа), на – Н (нампа).

                                                   Советы родителям

                                                        ВНИМАНИЕ!
                                            Не рекомендуется родителям:

                     Самостоятельно ставить звуки детям.

 Ругать или наказывать детей за неправильное произношение.

Требовать правильного произношения (если звук не поставлен).

Акцентировать внимание на дефекте, подсмеиваться над ребёнком,   дразнить, сравнивать с другими детьми.

    Малышу, который только постигает азы родного языка очень трудно справиться со своим речевым аппаратом. Язык упорно не желает подниматься вверх, губы не хотят вытягиваться в трубочку, а зубы ну никак не сжимаются когда это нужно.  Поэтому необходимо развивать мышцы языка, работать над координацией движений всех органов артикуляционного аппарата. Этого можно добиться только регулярными упражнениями. Именно они подготовят речевой аппарат ребёнка к произнесению трудных для него звуков.

Артикуляционная гимнастика –  это  совокупность  специальных  упражнений, направленных  на  укрепление  мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности  и  дифференцированности   движений   органов,   участвующих   в речевом процессе.

 Артикуляционная гимнастика займёт около 5-10 минут вашего времени, но…

НО ПРИНЕСЁТ ПОЛЬЗУ ЛИШЬ В ТОМ СЛУЧАЕ, ЕСЛИ:

  1. Вы будете выполнять её с ребёнком ежедневно,  сидя  перед зеркалом.
  2. Объясните малышу,  зачем надо делать зарядку для язычка и губ.
  3. Отнесётесь к ней не как к тяжкой обязанности, а превратите её в интересную игру и передадите своё отношение ребёнку.

ПОМНИТЕ!

  • Гимнастика не должна ребёнку надоедать, следите, чтобы он от неё не уставал.
  • Важно не количество упражнений, а качество их выполнения.
  • Только усвоив, как следует, одно артикуляционное упражнение можно переходить к следующему.   

С ЧЕГО НАЧАТЬ?

     Прежде чем начинать разучивание упражнений артикуляционной гимнастики, необходимо познакомить детей с органами артикуляционного аппарата.

Сидя  перед  зеркалом,  ребёнок  вслед  за  взрослым  показывает  и  уточняет названия органов артикуляции:

—  Скажи, как называется домик, в котором живёт твой язычок?  (рот)

—  У домика есть двери. Первые двери – это губы, верхняя губа и нижняя губа.

—  Вторые двери, самые крепкие – это зубы, верхние зубы и нижние зубы.

—  У нашего язычка есть кончик и спинка (середина).

—  В домике нашем есть потолок – нёбо.

       При  отборе  материала  для   артикуляционной  гимнастики   необходимо  соблюдать определённую последовательность – идти от простых упражнений к более сложным.

       Для   тренировки  и  развития артикуляционной моторики у детей,  предлагаем  Вам, комплекс  специальных артикуляционных  упражнений    (раздать родителям распечатанные комплексы артикуляционных упражнений).

   Провести   с    родителями    «мастер – класс»,  по   выполнению   некоторых артикуляционных    упражнений    используя   индивидуальные   зеркала.

Предложить родителям сайты для самостоятельных занятий с ребенком по логопедии.

Успехов Вам, уважаемые родители!

Оставить комментарий

Свежие комментарии
    Архивы