Фразы с двойным смыслом
Тема: Фразы с двойным смыслом
Подготовила: психолог Павлыга Н.А.
Мы говорим: | Ребенок слышит: | Скажите иначе: |
— Осторожно, упадешь!
— Не трогай собаку — укусит! «Не носись — шею свернешь»; «Будешь плохо есть — тебя любой поколотит» |
— Мир опасен, лучше вообще ничего не делать.
В память ребенку врезается только вторая часть конструкции: «упадешь», «поколотит» Вскоре мама может обнаружить, что ее бойкий малыш «неожиданно» стал робким и нелюбопытным.
|
Не запугивайте, а старайтесь заинтересовать желаемым поведением. — Позаботься о себе, береги себя. Будь внимательным.
Например: «Если ты будешь хорошо кушать, то будешь сильным и сможешь быстро ездить на велосипеде»; «Если поспишь днем — наберешься сил, сможешь долго гулять». |
— Давай быстрее! Поторопись! Замолчи! Стой! Отвечай!
|
— Ты не важен. Тебе придется поступиться своими желаниями ради моих. | — У меня 10 минут. Сколько тебе нужно времени? (Попробуйте договориться). |
— Не хнычь! Не ори! Не смейся! Не плачь!
|
— Не выражай своих эмоций.
|
— Ты, наверное, устал. Ты чего-то испугался.
Постарайтесь понять чувства ребенка. |
— Ну, сколько можно повторять (объяснять)?
|
— Ты глупый, ты неудачник.
|
— Ты справишься, попробуй еще. Я могу помочь, если хочешь. |
— Мальчики не должны бояться (плакать). Девочка должна быть послушной.
Мальчики (девочки) так себя не ведут!
Постоянно повторяя это, родители прививают ребенку определенные стереотипы. |
— Мужчина не имеет права на чувства. Женщина — всегда жертва.
Во взрослой жизни, мальчик будет воспринимать собственную эмоциональность как что-то недостойное, а девочка — испытывать комплексы по поводу «неженской» профессии или недостаточно убранной квартиры
|
— Ты расстроился. Ты рассердилась. Ты имеешь право это пережить.
|
— Как тебе не стыдно! «Перестань кричать — у меня сейчас голова лопнет! Побереги мое здоровье!»; «У бабушки чуть сердце не остановилось!» и т. п.
Ребенок воспринимает все буквально.
|
— Ты плохой, с тобой что-то не в порядке.
Чувствительные и эмоциональные детки могут превратиться в молчаливых тихонь. Активные дети поэкспериментируют с высотой и громкостью воплей, убедятся, что головы-сердца у всех целы, и начнут игнорировать все ваши призывы. Позже ребенок вряд ли посочувствуют вам во время болезни — мама ведь столько раз шутила, что ей больно… Он подумает, что мама жалуется, лишь бы он перестал шуметь, прыгать, играть и т.д. |
Лучший способ справиться с разбушевавшимся карапузом — переключить его внимание на игру. Носится по квартире с первобытными воплями — подойдите и шепните что-нибудь на ушко. Ребенок заинтересуется… и через несколько секунд охотно сменит «кричалки» на «шепталки».
|
«Не трогай, сейчас опять сломаешь!»; «Дай я лучше сама сделаю!».
Эта фраза травмирует малыша и заранее программирует на неудачу |
«Ты плохой, у тебя никогда ничего не получится.
Он чувствует себя глупым и неловким и в будущем боится уже проявить инициативу, думая, что мама снова будет кричать. |
— Все мы ошибаемся. «Попробуй еще раз!»; «Сломал? Не страшно, сейчас починим!».
Ошибка — это шаг вперед к умению и знанию. Совершая ошибки, ребенок развивается и вырабатывает уверенность в себе. |
— Посмотри как хорошо он/она делает, а ты?
«Маше тоже три, а она уже моет руки сама!»; «Посмотри на мальчика — он никогда не дерется!» У всех дети как дети, а ты… …господнее наказание, неряха, растяпа |
— Ты хуже других.
|
— Я люблю тебя таким, какой ты есть. |
КАК ПРАВИЛЬНО
Устроить соревнование ребенка… с самим собой. Месяц назад он еще не мыл руки сам — а сейчас начал; год назад не умел кататься на велосипеде — сейчас умеет. Заведите красивый журнал успехов и просматривайте его вместе с малышом. Напоминание о прошлых победах подтолкнет ребенка к новым достижениям |