Рубрики
Полезные ссылки
Фото

postheadericon Ребёнок в истерике. Как вести себя родителям.

Направленность: консультация

Целевая аудитория: родители

Подготовила: педагог-психолог Павлыга Н.А.

 

Ребёнок в истерике.

Как вести себя родителям

 

Искусство воспитания состоит не в том, чтобы побеждать ребенка, а в том, чтобы боя как такового не возникало, а у ребенка не сформировалась сама привычка истерить. Этот метод называется профилактика истерик, о нем и пойдет речь

 

Чадо вопит посреди супермаркета, требуя жвачку или газировку. Или скандалит на площадке, не желая уступать место на качелях. Или просто улеглось на пол и заходится в крике, отказываясь от любых переговоров.

С детскими истериками и малоприятными выходками сталкиваются практически все родители. Не все в этом признаются, чтобы не разрушать имидж безупречной семьи. Хотя любые «безобразные», и как нам кажется, «бессмысленные» выходки всегда объяснимы. Поняв их причину, мы не только сможем спокойнее их воспринимать, но и поможем крохе справиться с «болезнями роста», которыми, как правило, они и вызваны. Как бы ни были велики «прегрешения» малыша, не противопоставляйте его семье. «Никогда бы не поверила, что мой ребенок может лгать!» и т. д. — так вы словно отрекаетесь от него. С его точки зрения, это значит: раз ты такой, то больше ты нам не нужен.

На случай непредвиденной истерики полезно заранее составить «План действий» родителей во время истерики. Ведь когда она случится, спорить будет некогда и тактически неправильно. Такой план должен быть обсужден и согласован со всеми взрослыми, участвующими в воспитании ребенка, разумеется, в отсутствие самого малыша.

Прежде всего, признайтесь себе, что это истерика. Да, она случилась. Но не потому, что вы плохая мать, а потому, что это такая точка роста вашего ребенка. Вспомните о вашем плане на этот случай.

СОВЕТ: если есть возможность, побрызгайте рыдающему ребенку в лицо прохладной водой (в туалете кафе или торгового центра) или протрите влажной салфеткой.

  • По возможности оставьте ребенка в покое. Да, возможно, вы опоздаете туда, куда должны были успеть, но другого способа, кроме как переждать, у вас нет. Ребенок в этот момент не слышит аргументов, на любые физические действия (как утешения, так и наказания) будет реагировать только ухудшением.

 

ПОЧЕМУ ЭТО ПРОИСХОДИТ?

Перевозбуждение — посещение непривычно людного места: гипермаркета, развлекательного центра, ресторана — может переутомить эмоционально неустойчивого ребенка, что приведет к истерике Недостаток внимания — кроха ждет, что во время похода, например, в игровой центр вы будете полностью в его распоряжении, а вы болтаете по телефону. Неумение рассказать о своих чувствах — малышу трудно понять и тем более рассказать, что его обидело, испугало. Истерика может быть проявлением негативных эмоций.

ЧТО С ЭТИМ ДЕЛАТЬ?

Молча возьмите ребенка на руки и уйдите с ним в малолюдное место. Крепко прижмите скандалиста к себе и держите, пока он не успокоится.

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: пока малыш не умолкнет, ничего не говорите: в такой ситуации вы вряд ли скажете что-нибудь разумное.  Разговаривать с ребенком в этот момент бесполезно. Лучше попробуйте оценить, что могло спровоцировать такое поведение. Если ребенок находился в так называемой красной зоне, то есть был голодный, уставший, перевозбужденный, постарайтесь в следующий раз избежать подобной ситуации (сменить темп, ритм или снизить требования к нему в момент спешки или усталости). Если же истерика произошла на ровном месте, то есть в «зеленой зоне», а ваши требования при здравом рассуждении оказались справедливыми, тогда проявите твердость. Поскольку истерика — это ошибочное поведение ребенка, подумайте о причинах подобного поведения. Что стоит за сегодняшней истерикой? Только ситуативная, случайная причина, или здесь есть что-то системное, что будет повторяться? На ситуативное и случайное можно не обращать внимания: расслабьтесь и забудьте. А если речь идет о чем-то, что может повторяться, задуматься надо серьезнее.

ВАЖНО: не ругайте и не наказывайте малыша за бурное проявление чувств, но дайте понять, что для вас оно неприемлемо: «Мне было неприятно, что ты скандалил в магазине», «Мы всем мешали в вагоне, это нехорошо».

  • Итак, вы пришли к выводу, что истерика ребенка— лишь способ отстоять свое право быть маленьким. Дождитесь, когда ребенок успокоится и снова будет готов вас услышать. Теперь вы можете и пожалеть его, и сказать, что понимаете его реакцию. Помогите крохе разобраться в чувствах:

«Ты обиделся, что я не купила тебе чипсы?»,

«Испугался, что врач сделает тебе больно?».

Объясните ему, почему он плачет, обсудите с ним все возможные причины такого настроения, скажите, что он расстроился из-за того-то и того-то (например, «Ты устал», «Тебе обидно, что мы не купили ту игрушку, которая тебе понравилась», «Ты расстроен из-за того, что мы ушли, не досмотрев мультфильм»).

  • Ни в коем случае не отменяйте своего требования! Тихо и ласково, но твердо и настойчиво повторите свою просьбу. Пусть последует вторая эмоциональная волна, переждите и ее. Но своего требования не отменяйте. Иначе вы закрепите подобную реакцию: стоит только поскандалить — и мама уступит.
  • Не стесняйтесь говорить ребенку о своих желаниях, например: «Подожди, мама сейчас не может поиграть с тобой, она готовит ужин», «Я не хочу быть волком, я уже была волком, давай теперь поменяемся ролями». Также обращайте внимание ребенка на состояние других взрослых: «Бабушка устала», «Ты обидел няню». К сожалению, умению различать чужие эмоции малыша нужно обучать как иностранному языку, ведь это умение от рождения не дается.
  • Допустим, истерика застала вас в общественном месте. Не старайтесь как можно быстрее ее «ликвидировать». Конечно, вам будет казаться (и не без основания), что все окружающие, особенно незнакомые люди, осуждают вас. В нашем обществе есть стереотип, что ребенок плакать не должен. Но это всего лишь стереотип. Извинитесь перед окружающими людьми за беспокойство: «Простите, он расстраивается. Вы не переживайте, сейчас все пройдет. Это бывает». И действуйте дальше по плану. Увидя ваше спокойствие и уверенность, «сочувствующие» разойдутся.

Успокоился? Вот и отлично. Нотаций не читаем, не ругаем. Гораздо продуктивнее использовать сообщение о своих чувствах: «Мне всегда очень стыдно, когда мой ребенок падает на пол в магазине и кричит».

 

МИФЫ О ДЕТСКИХ ИСТЕРИКАХ

 

«Плач травмирует психику ребенка». Травмируют, скорее, раздражение и злость матери. Если вы спокойно и ласково отказали ребенку, если уверены, что поступаете в его интересах (а не просто торопитесь) и совершенно правильно, то обиды вы никакой не нанесли. Да, ему неприятно. Но ведь зубы тоже больно прорезываются.

«Действуя наперекор ребенку, мы можем подавить его индивидуальность, сделать безвольным». Волевой человек — не тот, который делает, что ему захочется, а тот, который способен преодолевать трудности. Ребенок, привыкший к тому, что все его желания сразу выполняются, а препятствия разрушаются при первом же крике, не обладает волей. Ведь не всегда и не со всеми ему будет удаваться справиться посредством истерики. Если он не умеет терпеть и понимать желания других людей, скорее всего, ему будет трудно социализироваться в детском саду и школе. Такому ребенку будет трудно признать волю учителя, а это значит, что его обучаемость будет низкой.

«Если я буду выполнять все желания ребенка, то и он научится прислушиваться к желаниям других». К сожалению, закон обратимости в этом возрасте не работает. Ребенок просто не сможет сделать таких выводов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оставить комментарий

Свежие комментарии
    Архивы