Рубрики
Полезные ссылки
Фото

postheadericon Конспект индивидуального логопедического занятия в подготовительной группе.  Тема«Дифференциация звуков Р- Л»

 

  учитель-логопед Дьяконова С.И.

Тема: «Дифференциация [Р], [Л] в слогах, словах, предложениях»

Цель: автоматизировать звук [Р], [Л] в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

Коррекционно- образовательные:

— Закреплять правильное произношение звука [Р], [Л] в слогах, словах, предложениях.

— Учить дифференцировать звуки на слух.

— Познакомить с понятием место звука в слове.

— Формировать навыки согласования числительного с существительным.

-Закрепить понятие звук согласный , звонкий.

Коррекционно- развивающие

-Развивать целостное восприятие, память, внимание.

-Развивать фонематический слух.

— Развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику.

-Развивать плавный продолжительный выдох.

Коррекционно- воспитательные:

-Воспитывать самостоятельность, интерес к занятию.

Оборудование .

Волшебная коробка, предметные картинки ракеты и лодки, предметные картинки на звук Р,Л ,вата, разрезная картинка самолёта, цифры от 1-7, мяч, схемы слов , аудизапись.

Ход занятия .Организационный  момент

Ты пришла ко мне играть,
Слушать, думать, размышлять.
Потянись руками вверх,
Посмотри направо,
Опусти ладошки вниз
И тихонечко садись.

Сообщение темы занятия .

Сегодня мы с тобой продолжим правильно проговаривать звуки Р и Л и находить их в словах.

Артикуляционные упражнения .

Давай вспомним , какие упражнения помогли нам научиться проговаривать эти звуки.

 «Блинчик», «Парус», «Лошадка», «Дятел», «Индюк».

Посмотри у меня на столе волшебная коробочка.

Тебе хочется узнать что в ней?

Мне тоже очень хочется.

Ты любишь отгадывать загадки?

Тогда слушай.

Космонавт машину эту

Направляет в высоту

А маршрут машины прост :

От земли до самых звёзд (Ракета)

Она по морю плывёт

Воду  вёслами гребёт (Лодка).

С какого звука начинается слово ракета (Р).

А в слове лодка какой  первый звук…(Л).

Давай вспомним , что делает язычок , когда произносит звук Л?

Рассказывает по схеме артикуляции звуков (Л– губы растянуты в улыбку, зубы открыты, язык широкий за верхними зубами, упирается в бугорки, Л -воздушная струя долгая и слабая. А, когда произносим звук Р?

Р – губы растянуты в улыбку, зубы открыты, язык широкий за верхними зубами, упирается в бугорки долгая и сильная. От сильной воздушной струи язычок начинает двигаться.

Это согласные звуки . Голос работает. Значит эти звуки звонкие.

4.Дыхательные упражнения.

Чтобы появился звук Р  мы должны правильно подуть на язычок.

Упражнение «Сдуй снежинку».(На кончик носа кладётся кусочек ваты, ребёнок направляет воздушную струю на кончик языка который удерживается «Чашечкой», ватка слетает при правильном положении языка и сильной воздушной струе).

5.Дифференциация в слогах.

— Повтори за мной слоги:

Ра-ла    ла-ра

Ро-ло    ло-ро

Ру-лу-ру    лу-ру-лу

Ры-лы-лы   лы-ры-ры

  1. Дифференциация в словах.

В волшебной коробке много картинок.

Назови предметы, которые ты видишь на картинках.

Слова , которые начинаются на звук Р- отложи  к ракете, а слова начинающие на звук Л  к лодке.

(Работа с картинками).

Ты правильно распределила картинки . Будем ещё играть?

  1. Игра «Посчитай предметы»

Я буду соотносить предмет с цифрой , а ты будешь называть нужное количество предметов.

  1. Я начинаю (2 ручки, 5 ромашек и т.д)

 8.Игра «Измени слово» (с мячом)

Логопед: нужно заменить звук Л на Р в словах.

Сначала нужный звук будет начинать слова. Обращаем внимание на схему слов.

Лак – рак

Ложки – рожки

Ложь – рожь

Лов – ров

Лама – рама

Лука – рука.

Теперь звук нужно поменять в конце слова. Смотрим на схему.

Бал – бар

Жал – жар

Дал – дар

Жил – жир

Мил – мир

Пил- пир

Пал- пар

9.Упражнение составь предложение по картинке

Рома ловит рыбу.

Брат надел халат.

Мила  полола огород.

Рая пила молоко.

  1. Итог.

Мне очень понравилось играть с тобой в разные игры. Назови игры в которые мы с тобой играли.

«Блинчик», «Парус», «Лошадка», «Дятел», «Индюк», «Сдуй снежинку»,

«Измени слово», «Составь предложение», «Посчитай картинки».

Какая игра тебе понравилась больше?.

Я хочу подарить тебе ещё одну игру , в которую ты поиграешь дома. Игра называется «Собери картинку». На следующем занятии ты мне скажешь какой предмет у тебя получился . До свидания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоанализ индивидуального коррекционного занятия по дифференциации звуков «Р»-«Л».

Занятие проводилось с ребенком 6 лет c логопедическим  заключением ФФНР. Дизартрия .

На занятии были поставлены следующие задачи.

Коррекционно- образовательные.

-Учить дифференцировать звуки на слух.

— Познакомить с понятием место звука в слове.

-Закрепить понятие звук согласный , звонкий.

— Формировать навыки согласования числительного с существительным.

Коррекционно- развивающие

-Развивать целостное восприятие, память, внимание.

-Развивать фонематический слух.

— Развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику.

-Развивать плавный продолжительный выдох.

Коррекционно- воспитательные:

-Воспитывать самостоятельность, интерес к занятию.

 

Поставленные цели и задачи соответствуют содержанию занятия.  Цели выполнялись в единстве коррекционно-развивающей, образовательной и воспитательной задачах.  Решение задач достигается различными методами и приемами: словесными, наглядными, практическими.

Основные этапы выстроены последовательно и взаимосвязаны между собой. Соблюдался переход от одного этапа к другому. Каждый этап занятия подготавливал ребенка к последующей работе. Время между каждым этапом занятия распределено целесообразно, в соответствии    с возможностями ребенка и задачами занятия.  Занятие выдержано по времени.

Весь дидактический материал подобран в соответствии с речевыми и возрастными  особенностями ребёнка, отличается своей современностью, что помогало максимально привлечь и распределить внимание ребенка, заинтересовать его, достичь высоких результатов в работе.
Учитывались следующие дидактические принципы: наглядности обучения, сознательности и активности обучения, принцип доступности сообщаемых знаний, дифференцированного и индивидуального подхода.  Все эти принципы были реализованы на занятии.

На занятии были использованы предметные картинки, дидактические и интерактивные игры коррекционной направленности. Речевой материал  был подобран с учетом возможностей ребенка, уровнем его речевого развития, возрастными особенностями. Проводилась работа по формированию грамматических категорий – согласование существительных с числительными. Особое внимание уделялось развитию основных психических процессов: зрительной памяти, логического и абстрактного мышления.

В ходе занятия учитель-логопед особенно следила за четким проговариванием слов, предложений и связных текстов, тактично и доходчиво поправляла, просила повторить правильно.

На занятии был создан благоприятный эмоциональный фон. Так как создание положительной мотивации к выполнению задания, поощрение правильно выполненных действий формирует у ребёнка уверенность в возможностях преодоления имеющихся трудностей и способствует переносу способов действия в другие условия.

На занятии ребенок работал активно, проявлял заинтересованность, ему очень нравился сам процесс он старался дать правильный ответ. Но при проведении упражнения по развитию фонематического слуха девочка испытала затруднение делала ошибки , что допустимо на первых этапах работы по дифференциации звуков». Учитель — логопед оказывала помощь ребенку. Поощряла.  И девочка после объяснения справилась с заданием. Все занятие проходило в теплой атмосфере сотрудничества. Оно было очень насыщенным, проделан большой объем работы, выполненные задания показали, что цели занятия были выполнены. Результат был достигнут.

 

 

 

Оставить комментарий

Свежие комментарии
    Архивы