Рубрики
Полезные ссылки
Фото

postheadericon «Использование кругов Луллия в логопедической работе с детьми»

Тема: «Использование кругов Луллия в логопедической работе с детьми»

Направленность: игровые упражнения.

Целевая аудитория: педагоги ДОУ, родители

Подготовил: Учитель — логопед  Дьяконова С. И.

Предлагаю вниманию свою систему игровых упражнений для индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий с использованием кругов Луллия: Описание дидактического пособия — круги Луллия: На стержень нанизываются два — три круга разного диаметра. В верхней части стержня устанавливается стрелка. Все круги разделяются на одинаковое количество секторов (4-8). На них располагаются предметные картинки на звуки (из логопедического лото), символы звуков, схемы позиционного анализа слов, звуковые схемы слов, буквы (для читающих детей). Круги и стрелка свободно двигаются. Любой желающий может получить разные комбинации картинок, расположенных на секторах, и объединить, казалось бы, несовместимые признаки объектов. Дети выявляют и разрешают противоречия, что является ключом к творческому мышлению.

Игровые задания:

  1. На кругах предметные картинки с автоматизируемым звуком. «Придумай предложение с получившейся парой слов». Например: мышка, машина (Мышка спряталась под машину. Мышка едет в машине. На машине нарисована мышка.)
  2. На кругах предметные картинки с дифференцируемой парой звуков. «Придумай предложение с получившейся парой слов». Например: санки шкаф (Санки стоят в шкафу. Санки положили на шкаф. Верхняя часть санок и шкаф деревянные.)
  3. На одном круге буквы, на другом — предметные картинки «Объедини картинку с буквой, в еѐ названии». Например: Р РАДУГА, КОРОВА, РЫБА, ТОПОР.
  4. На одном круге символы звуков, на другом — предметные картинки. «Объедини символ звука с картинкой с этим звуком». «Объясни, как можно объединить выпавшие слово и символ звука» (подобрать к слову признак, действие, чтобы в нѐм появился необходимый звук). Например: символ звука [с] и картинка муха (смелая мука, муха-сластена); символ звука [р] и картинка машина (быстрая машина, Ромина машина, машина с мотором).
  5. На одном круге синие, зеленые, красные круги, на другом — предметные картинки, начинающиеся на гласные, твердые мягкие согласные. «Объедини картинки с символами первых звуков».

«Объясни, как можно объединить получившуюся пару: слово символ» (подобрать признак, действие, чтобы слово начиналось с подходящего звука). Например: синий кружок — автобус (быстрый автобус), красный кружок лиса (очень хитрая лиса), зеленый кружок дом (деревянный дом).

  1. На обоих кругах предметные картинки, начинающиеся на твердые согласные звуки. «Объедини картинки с одинаковыми первыми звуками». Например: Радуга рубашка, шкаф шарик, дым дом. «Объясни, как можно объединить получившуюся пару слов» (подобрать признак, действие, чтобы слова начинались с одного звука). Например: рыба дом (рыба разноцветный дом, довольная рыба дом).
  2. На обоих кругах предметные картинки, заканчивающиеся на твердые согласные звуки. «Объедини картинки с одинаковыми последними звуками». Например: Гном — сом, рак лук, автобус колос, душ мышь.
  3. На одном круге предметные картинки, начинающиеся на твердые согласные звуки, на другом предметные картинки, начинающиеся на парные мягкие согласные звуки. «Объедини картинки с парными по твердости — мягкости первыми звуками». Например: Радуга- репка, собака — семь, дом -дети. «Объясни, как можно объединить получившуюся пару слов» (подобрать признак, действие, чтобы слова начинались с одного звука).
  4. На одном круге схемы расположения заданных звуков в слове, на другом — предметные картинки. р корова, горка р топор, помидор р радуга, ракета
  5. На одном круге звуковые схемы слов из трех-четырех звуков, на другом — предметные картинки. «Объедини картинки с подходящими схемами». (Зелёный, красный, синий-лес, кит, мед, Синий, красный, синий- дом, мак, лук и т.п.)
  6. На одном круге схемы слов из 1-4слогов, на другом – предметные картинки «Объедини схему со словом». «Объедини схему со словом, используя подсказку». Например: схема — два слога и последний звук в слове гласный – ко-за .
  7. На одном круге согласные, на другом – гласные «Сложи названный мной слог», «Прочитай получившийся слог» «Придумай слово с этим слогом, сочетанием букв». Например: П, А – ПАЛКА, ЛОПАТА, ПАСТА. С, У – СУМКА , КОСУЛЯ.
  8. На одном круге слоги, на другом – слоги «Прочитай получившееся слово» Например: МА, ПА- МАПА , ЛО,ТА- ЛОТА «Сложи названное мной слово», Например: КА,ША- КАША, РО,ЗА –РОЗА.
  9. На обоих кругах предметные картинки – паронимы .«Объедини картинки, сходные по звучанию» Например: ложки – рожки, колобок – коробок, мишка – миска и т. д.

В итоге хочется отметить, что в результате работы с данным многофункциональным пособием у детей на конец учебного года проявился интерес к использованию его в самостоятельной деятельности. Повысился уровень усвоения материала: если на начало учебного года в старшей логопедической группе было 45% детей с низким уровнем речевого и фонематического развития, то на конец учебного года этот показатель снизился до 15%. Считаю, что использование данного пособия является эффективным средством в решении коррекционных задач. Практическая значимость данного пособия очевидна и заслуживает внимания воспитателей логопедических групп и учителей логопедов.

Вывод: В результате работы с кругами Луллия систематизируются знания об окружающем мире; развивается творческое воображение и мышление; обогащается словарный запас. Формируется умение свободны в своих высказываниях и решать проблемы самостоятельно.

 

 

 

Оставить комментарий

Свежие комментарии
    Архивы