Рубрики
Полезные ссылки
Фото

postheadericon Мнемотаблицы для развития креативного мышления детей дошкольного возраста

Консультация на тему :»Мнемотаблицы для развития креативного мышления детей дошкольного возраста»
Подготовила : Медведева Л. Н., воспитатель МБДОУ «Детский сад №26»
Направленность : консультация
Целевая аудитория : педагоги

В современных условиях количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым нововведениям.
Задача развития творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности в процессе воспитания и обучения, поставленная в Законе РФ «Об образовании», является одной из социально значимых задач современного общества.
В настоящее время в деятельность образовательных учреждений активно вводят новые педагогические технологии, используют активные методы обучения, в том числе и метод проектов. Данный термин впервые употребил заведующий отделом воспитания сельскохозяйственных школ Д. Снедзен в 1908 г. Пропускающим занятия детям учителя давали домашние задания для самостоятельного выполнения. Для обозначения таких заданий Д. Снедзен использовал термин «домашний проект», а сам этот способ обучения был назван им «методом проектов». Спустя три года американское Бюро воспитания название утвердило, и оно стало применяться в педагогической литературе. В педагогическую практику нашей страны метод проектов пришел только в 80 — е годы, вместе с технологией компьютерной телекоммуникации. Сотрудничество российских ученых и практиков с зарубежными коллегами в исследовательских проектах по образованию, ориентация педагогов на развитие творческих познавательных способностей детей, ускорили внедрение метода проектов в практику работы российских образовательных учреждений.

Я веду проектную деятельность по использованию технологии «мнемотехника» в дошкольном возрасте.
Мнемотехника (техника запоминания)— совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти и уровня креативности.
Среди целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования есть следующие:
• ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
• ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре;
• Проявление творческих способностей.
Для того чтобы сформировать эти характеристики личности ребёнка актуально использовать мнемотехнику.
Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.). Слово мнемотехника имеет однокоренное слово – Мнемозина. В греческой мифологии Мнемозина является богиней памяти и матерью 9 муз, а переносный смысл этого существительного – память. Известно, что уже в древней Греции люди успешно применяли приемы мнемотехники. Используя их, древние греки приобретали способность быстро запоминать очень большой, причем часто бессмысленный материал, демонстрируя свое искусство в публичных выступлениях.
Мнемотехнику изучал, разрабатывал и преподавал Джордано Бруно, ею интересовался Аристотель и обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского. Феноменальной памятью, основанной на приёмах мнемотехники, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт.
На Руси тоже использовалась мнемотехника. Ее яркий пример – славянская азбука. Название всех букв кириллицы были придуманы с мнемонической целью.
Значит, уже издревле люди понимали, что мнемотехника облегчает запоминание, улучшает запоминание информации.
Дорожные знаки являются мнемоническими символами, когда определённое правило связывается с каким-то знаком. А кто из нас не рисовал на руке крестик, который был должен напомнить нам о том, что мы должны что-то сделать? Таких «народных» мнемонических приёмов существует довольно много, и мы знаем и используем часть из них. Однако, помимо «народных» приёмов в мнемонике существуют специально разработанные техники, которые позволяют запоминать гораздо более сложную информацию.

Мой проект по развитию познавательно-речевых способностей называется «В гостях у сказки» Судя по названию вы, наверное, поняли, что упор делается на работу со сказками. Ведущая идея моего педагогического опыта по работе с мнемотаблицами «учить играя».

Я разработала ежемесячную систему мероприятий , состоящую из нескольких этапов:
• Восприятие художественной литературы, рассматривание иллюстраций; после этого мы с детьми обмениваемся мнениями, рассуждаем по сюжету, обсуждаем поступки героев.
• Моделирование сказки ( с помощью мнемотаблицы). Мнемотаблица создаётся следующим образом: на каждое слово или словосочетание придумывается рисунок, таким образом, мы зарисовываем схемами весь текст. Глядя на нее, ребенок легко воспроизводит текстовую информацию, т.е «читает» сказку и таким образом запоминает её. Сюжет остаётся прежним, но т.к. дети зачастую используют новые слова, создаётся новый продукт речевой деятельности – новая сказка, таким образом, происходит развитие речевого творчества детей.
• Театрализованная деятельность
Мнемотаблица является эффективным инструментом запоминания в организации и воплощении театральной деятельности дошкольников.
Театрализованная деятельность в дошкольном возрасте является одним из наиболее эффективных средств педагогического воздействия на развитие личности ребенка, используется с определенной целью и побуждается мотивами. Педагог имеет целью развивать у дошкольников: умение «входить в образ» и «удерживать» его на протяжении всей театрализованной деятельности; осознание речевых и исполнительных действий; умение передавать характерные особенности любого художественного образа; переносить полученные представления в самостоятельную игровую деятельность, проявляя творческие возможности, иначе говоря , креативность.
Креативность – сложный процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Это индивидуальные особенности, которые определяют успешность выполнения их творческой деятельности различного рода.
Я стараюсь выявить эти индивидуальные особенности детей, создавая ситуации поиска, раскованности и свободы. Одним из направлений развития креативного мышления является творческое задание «придумай сказку»
Я побуждаю детей фантазировать, комбинировать и импровизировать, направляю их и даю возможность раскрыть себя жестами, мимикой, словами.
В результате, мои дети придумывают новые события, в которые попадают герои сказки, вводят в действие новых персонажей. В ходе таких игр приветствуется любая самостоятельно выдвинутая идея, оригинальное предложение и нестандартное решение. Таким образом была придумана сказка «Теремок дружбы» (по мотивам русской народной сказки «Теремок»), в которой дети не только добавили новых сказочных персонажей – собаку Тошку, мышонка Малыша, ёжика Колючку, но и обогатили нравственный смысл сказки. Звери не только сами жили дружно в теремке, но и всегда помогали другим животным, попавшим в беду. Теперь все звери в лесу знали, куда им идти, если случится беда.
К сказке «Кот, петух и лиса» дети придумали продолжение, в котором все лесные звери приходят на помощь коту и хитростью спасают петушка от лисы.
Таким образом, в результате использования технологии «мнемотехника» в театрализованной деятельности у детей:
— совершенствуется связная речь, память
— расширяется круг знаний об окружающем мире
— развивается наглядно-образное и логическое мышление
— снимаются внутренние зажимы и комплексы
Использовать мнемотаблицы можно при заучивании стихотворений, подборе рифм к словам, загадывании и отгадывании загадок, составлении рассказов. Уникальную методику « мнемотехника» можно применять для лучшего запоминания текста песен.
Заучивание песен по мнемотаблице является фундаментом, речевой основой, которая в дальнейшем «обрастает» музыкальным материалом: пение, музицирование, танец. Это является показателем тесной взаимосвязи воспитателя и музыкального руководителя.
Работа по заучиванию песни по мнемотаблице имеет несколько этапов:
• Прослушивание новой песни.
• Беседа о характере песни и её содержании.
• Рассматривание мнемотаблицы с определением текстового значения каждой картинки.
• Разучивание песни по фразам при помощи соответствующих тексту картинок). В мнемосхемах к песням я использую маленькие картинки, чтобы нарисованное было понятно детям, вызывало у них наглядную ассоциацию и не отвлекало их внимание лишними деталями. Для того, чтобы «спеть мнемотаблицу», можно рисовать стрелочки. Они помогают ребенку увидеть движение мелодии.
• Исполнение песни при помощи мнемотаблицы.
• Исполнение песни без мнемотаблиц.
Таким образом, использование мнемотехники открывает для воспитателей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро. Ведь еще К. Д. Ушинский сказал: «Учите ребенка каким- нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит налету».

Оставить комментарий

Свежие комментарии
    Архивы