Рубрики
Полезные ссылки
Фото

postheadericon Как работает педагог-психолог в детском саду

Цель работы психолога в детском дошкольном учреждении связана с охраной физического и психического здоровья детей, с созданием условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и обеспечивают развитие способностей каждого ребенка.
Кто такой педагог-психолог
Обратите внимание на сочетание слов: педагог-психолог. В первую очередь педагог. Иногда родители думают, что слово «психолог» образуется от слова «псих». Из чего далее делают совершенно неверный вывод о том, что если с их ребенком в детском саду работает психолог, то их сын или дочь психически ненормальные. На этом основании некоторые мамы вообще стараются избегать общения с детсадовским психологом. А уж если малыш попадает на коррекционные занятия, то родители — сторонники этого взгляда — порой даже скандалят или просто просят прекратить занятия ребенка с психологом. Чтобы развеять этот миф, подчеркну, что психолог в детском саду — не врач. Он работает с НОРМАЛЬНЫМИ детьми и их индивидуальными ОСОБЕННОСТЯМИ, а не отклонениями. Поставить диагноз и тем более работать с ним он не может и не имеет права.
Детский психолог — специалист, который помогает взрослым понять, что происходит с ребенком, найти и объяснить скрытые причины некоторых детских неудач, поступков и особенностей поведения. Очень важно не «упустить» малыша, трудности которого находятся «на грани нормы», чтобы вместе с родителями и другими коллегами помочь ему справиться с ними еще до школы. Работа идет как с детьми, так и со взрослыми по выявлению проблемы и поиску решений. Для того чтобы решать все эти задачи, психолог планирует свою работу в детском саду по нескольким направлениям.
В каких направлениях работает детский психолог:
— Наблюдение за ребенком в группе — за его общением с другими детьми и воспитателем, за выполнением заданий на занятиях, за соблюдением режима — вот основные вопросы, которыми занимается психолог в детском коллективе. Также в течение года психолог изучает отношения в детском коллективе, выявляет лидеров, тех, с кем «никто не дружит», помогает воспитателю планировать работу по улучшению взаимоотношений между детьми. Предварительно психолог беседует с воспитателем ребенка, выясняет, какие его особенности вызывают тревогу или трудности в воспитании и обучении, собирает первоначальные сведения о семье ребенка.
— Психологическое индивидуальное обследование уровня развития психических процессов, а также уровня подготовленности ребенка к школе. Проводится два раза в год с целью выявления уровня развития детей и соответствия возрастным нормам. Также проводится по просьбе воспитателя или родителей, заинтересованных в понимании индивидуальных особенностей ребенка.
— Развивающие занятия как индивидуальные, так и групповые. Это занятия по развитию памяти, мышления, внимания, психологическая коррекция детских личностных нарушений, таких как капризность, агрессия, страхи, замкнутость и т.д. Дети, как известно, все разные. Один ребенок развивается быстрее, другой медленнее. Психические процессы тоже формируются скачкообразно. И порой бывает, что развитие какой-то психической функции нужно чуть-чуть подтолкнуть, чтобы наладилось нормальное усвоение знаний или поведение. С этой целью психолог в детском саду планирует и проводит с ребенком занятия. Предварительно он обязательно ставит в известность родителей. Потому что успеха можно добиться только при абсолютном единстве требований и доверии. Также любая травмирующая ситуация, которая повлекла за собой изменения в поведении ребенка, например, он стал замкнутым, агрессивным или плаксивым после развода родителей, тоже требует проведения с малышом серии коррекционных занятий.
— Консультации для родителей по вопросам воспитания и развития детей. Они бывают двух видов: те, которые планирует сам психолог, и по «запросу родителей». Первые — психолог в детском саду проводит в течение года по темам, которые, по его мнению, актуальны для конкретного детского сада, возрастной группы и контингента родителей. О «плановых» консультациях родителей оповещает воспитатель. И очень важно, чтобы мама, папа или хотя бы бабушка нашли время для посещения подобных мероприятий. Также на общих консультациях родители имеют возможность увидеть, что те трудности, которые они испытывают в воспитании своего малыша, свойственны многим другим семьям. Это очень важно для объективной оценки своего ребенка. От многих мам приходится потом слышать: «А я-то думала, что мой один такой…»
Консультации «по запросу» — любые проблемы, которые волнуют близких малыша. И это не обязательно вопросы, связанные с развитием крохи или его поведением. Будь то мама или папа, бабушка или дедушка, они могут и должны обращаться к психологу, когда им кажется, что с ребенком что-то не так.
Не надо ждать, когда что-нибудь случится, и вы будете готовы прийти к кому угодно, лишь бы вам помогли. Психолог — не волшебник. Время для психологической помощи может быть упущено, проблема может зайти слишком далеко. И опять получится, что недосмотрели мы, взрослые, а страдает ребенок. Часто задают вопрос: почему мы сами выросли безо всякого психолога, а нашим детям он необходим? Дело в том, что за последние десятилетия очень изменился темп жизни. Сегодняшних родителей в их детстве окружала совершенно другая среда.
Особенности общения с психологом.
На первый прием желательно прийти без ребенка. Но бывает, что малыша не с кем оставить, и вы приходите на прием вместе. Тогда не совершайте самую распространенную ошибку — не начинайте сразу «излагать суть дела». Ребенку совершенно ни к чему слушать, какой он проблемный и что вы обо всем этом думаете. Спокойно наблюдайте за работой психолога с ребенком. При этом, пожалуйста, старайтесь воздерживаться от комментариев по ходу их беседы и отвечайте только на вопросы, которые психолог задает лично вам. Очень часто бывает так, что большую часть времени психолог работает именно с родителями. Ведь проблем детей в чистом виде практически не бывает, как правило, это — отражение проблем взрослых членов семьи. Причины этих проблем должны найти и осознать родители в себе. Если этого не сделать, работа психолога с ребенком даст немного. Таким образом, в детском саду психолог присутствует в первую очередь для того, чтобы всеми сторонами «соблюдались интересы ребенка». Его труд, как правило, не очевиден родителю, но малышу он, поверьте, необходим.

Оставить комментарий

Свежие комментарии
    Архивы