Рубрики
Полезные ссылки
Фото

postheadericon Консультация для педагогов: «Работа с детьми, имеющими нарушения в поведении»

Подготовила: Воробьева Е.И. – воспитатель МБДОУ «Детский сад № 26»
Целевая аудитория: педагоги ДОУ
Сегодня мы поговорим о том, как работать с детьми, имеющими нарушения в поведении.
Непослушание.
Педагоги и родители часто жалуются, что их дети растут непослушными, не выполняют требований, не признают авторитетов.
Непослушных детей, а тем более детей, «отбившихся от рук», принято обвинять. В них ищут злой умысел, порочные гены и т. п. На самом же деле, в число «трудных» обычно попадают дети не «худшие», а особенно чувствительные и ранимые.
Отсюда следует вывод, что «трудный» ребенок нуждается только в помощи — и ни в коем случае не в критике и наказаниях.
Причины стойкого непослушания ребенка следует искать в глубине его психики. Это на поверхности кажется, что он «просто не слушается», «просто не желает понять», а на самом деле причина иная. И, как правило, она эмоциональная.
Можно выделить четыре основных причины серьезных нарушений поведения детей.
Первая – непослушание, как результат дефицита внимания. Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит способ его получить — непослушание. Дефицит внимания толкает ребёнка на плохое поведение, которое выступает для воспитателя в качестве раздражителя. Как правило, на такое поведение реагируют быстрее, чем на послушание, и если ребёнку не удаётся заслужить похвалу, то он идёт даже на явный конфликт, в попытке привлечь к себе внимание. Нельзя сказать, что ребёнок получает от этого удовольствие, но внимание все-таки получено. Лучше такое, чем, никакого.
Такая модель поведения очень быстро закрепляется. Для того, что непослушание не стало нормой, необходимо проявлять неподдельный интерес к жизни ребёнку, уделять ему достаточно внимания, хвалить даже за самый маленький успех. Прежде всего, этим рекомендациям должны следовать родители.
Вторая причина – борьба за самоутверждение, здесь непослушание как протест. Против чего же протестует ребёнок? Довольно часто негативная модель поведения является ответом на слишком большое количество запретов, которые не всегда бывают оправданными.
Дети очень тонко чувствуют окружающую ситуацию и если строгое отношение к ним продиктовано не просто желанием оградить от возможных неприятностей, а потребностью взрослых почувствовать свою значимость, утвердить свой беспрекословный авторитет, то тут реакцией ребёнка может быть протест против жёсткого ограничения его свободы.
Часто мы не воспринимаем детей как полноправную личность и даже не пытаемся объяснить причины своих запретов. Поэтому нужно не просто запрещать, а объяснять причину этого запрета.
Например, требование «я сам» трёхлетнего малыша сохраняется в течение всего детства, особенно обостряясь у подростков. Дети очень чувствительны к ущемлению этого стремления. И им становится особенно трудно, когда с ними общаются, в основном, в форме указаний, замечаний и запретов.
Если замечания и запреты слишком часты, приказы и критика слишком резки, а опасения слишком преувеличены, то ребенок начинает восставать. Педагоги и родители сталкивается с упрямством, своеволием, действиями наперекор. Смысл такого поведения для ребенка — отстоять право самому решать свои дела, и, вообще, показать, что он личность.
Третья причина — желание отомстить. Дети часто бывают обижены на взрослых. Причины могут быть очень разные: воспитатель любит одного ребёнка, а не другого, родители более внимательны к младшему, развод родителей, ребенка отлучили от семьи (положили в больницу, послали к бабушке, родители постоянно ссорятся, воспитатель постоянно делает несправедливые замечания, несправедливо наказывает и т. д.
И снова в глубине души ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности — все те же протесты, непослушание. Смысл «плохого» поведения в этом случае можно выразить так: «Вы сделали мне плохо — пусть и вам будет тоже плохо.»
Что же делать в этой ситуации? А нечего особенного делать не надо, просто нужно уделять внимание каждому ребёнку, проявлять искреннюю заинтересованность к проблемам.
Наконец, четвертая причина — потеря веры в собственный успех. Большинство детей остро реагируют на неудачи в том или ином деле, особенно если такой негативный опыт подкрепляется критикой. Это первое, что занижает самооценку ребёнка, вызывает в нём неуверенность в своих силах, влечёт потерю веры в успех. Это порождает появление проблем в общении с окружающими, а затем и в коммуникации со сверстниками.
Может случиться, что ребенок переживает свое неблагополучие в какой-то одной области жизни, а неудачи у него возникают совсем в другой. Например, у ребёнка уже есть трудности в общении со сверстниками, а следствием будут проблемы в усвоении знаний, нежелание работать на занятии, вызывающее поведение.
Подобное «неблагополучие» происходит из-за низкой самооценки ребенка. Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, он, вообще, теряет уверенность в себе. Он приходит к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получится». Это — в душе, а внешним поведением он показывает: «Мне все равно», «И пусть плохой», «И буду плохой!»
Вывод: Если у ребёнка идет борьба за внимание, необходимо найти способ показать ребенку ваше положительное внимание к нему. Делать это лучше в относительно спокойные моменты, когда никто ни на кого не рассержен. Например, это могут быть совместные занятия, игры, заслуженная похвала и т. п. Стоит попробовать, и вы увидите, почувствуете, какой благодарностью отзовется ребенок.
Если источник конфликтов — борьба за самоутверждение, то следует, наоборот, уменьшить контроль за делами ребенка, дать ему больше самостоятельности.
У детей неуверенных в себе.
Необходимо искать любой повод, чтобы его поощрить, отмечайте любой, даже самый маленький успех. Постарайтесь подстраховать его, избавлять от крупных провалов. Вы заметите и почувствуете, что первые же успехи окрылят ребенка.
Согласитесь, что все причины непослушания трудных детей объединяет одно потребность в тепле и внимании, потребность в признании и уважении его личности, чувство справедливости, желание успеха.
Конечно, в один день всё не исправишь. Это очень долгий процесс, который потребует немалого терпения. Но главные усилия необходимо направить на себя, т. е. вовремя остановить себя не дать разгореться своим отрицательным эмоция, раздражению и гневу. Постараться не реагировать привычным образом, то есть так, как уже ждет от вас ребенок – не кричать, не наказывать.
И последнее, что очень важно знать. Вначале, при первых ваших попытках улучшить взаимоотношения, ребенок может усилить свое плохое поведение! Он может не сразу поверить в искренность ваших намерений и будет проверять их. Так что придется выдержать и это серьезное испытание.
А теперь немного о других проблемах в поведении детей.
Взаимодействие педагогов с гиперактивным ребенком
Гиперактивность проявляется у детей не свойственной для нормального развития импульсивностью, двигательной расторможенностью, отвлекаемостью, невнимательностью.
Необычность поведения этих детей не является результатом дурного характера, упрямства или невоспитанности, как считают многие. Это специфическая особенность психики, обусловленная как физиологическими нарушениями (мозговые нарушения, наследственность, патология беременности и родов, инфекции первых лет жизни, так и психосоциальные факторы (стиль воспитания в семье).
С появлением гиперактивного ребенка в детском саду у педагогов возникает немало проблем. Воспитатели жалуются на исходящее от него непрекращающееся беспокойство, замечают, что он вмешивается во все дела, болтает без умолку, обижает детей. При этом следует помнить, что многое зависит от поведения самих взрослых, стратегии и тактики общения с таким ребенком.
Правила поведения педагога с гиперактивным ребенком.
Не замечать мелкие шалости, сдерживать раздражение и не кричать на ребенка, так как от шума возбуждение усиливается.
Применять при необходимости позитивный физический контакт: взять за руку, погладить по головке, прижать к себе; похвала и позитивная реакция взрослого очень необходима этим детям.
Рекомендуется сажать рядом, чтобы уменьшить отвлекающие моменты во время занятий.
Давать возможность в середине занятия подвигаться (попросить что—нибудь поднять, принести, предложить раздать материал и т. п.).
Хвалить за каждое проявление сдержанности, самоконтроля, если ребенок довел какое-то дело до конца.
Многие дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью с трудом выдерживают тихий час в детском саду. В таком случае необходимо сесть с ребенком рядом, погладить по головке, приговаривая ласковые, добрые слова. Благодаря этому мышечное беспокойство и эмоциональная напряженность дошкольника будут снижаться. Постепенно он привыкнет отдыхать в это время дня, будет вставать отдохнувшим, менее импульсивным, а порой и выспавшимся.
Эмоциональный и тактильный контакт очень эффективен при взаимодействии с гиперактивным ребенком.
Взаимодействие педагогов с агрессивными детьми.
Агрессивное поведение – одно из самых распространённых нарушений среди детей дошкольного возраста.
Агрессивность – склонность к причинению другому морального или физического вреда.
Причины агрессивности детей: 1. Недостаток двигательной активности, недостаток физической нагрузки. 2. Дефицит родительского внимания, неудовлетворённая потребность в родительской любви и принятии. 3. Повышенная тревожность. 4. Усвоение эталонов агрессивного поведения в семье. 5. Косвенно стимулируемая агрессивность (СМИ, игрушки). 6. Низкий уровень развития игровых и коммуникативных навыков.
Рекомендации педагогам: 1. Изменение негативной установки по отношению к ребенку.
2. Понимание характера детской агрессивности.
3. Помочь агрессивным детям понять эмоциональное состояние других детей.
4. Чаще разговаривать с агрессивным ребенком о его собственном эмоциональном состоянии.
5. Показать ребенку неприемлемость агрессивного поведения по отношению к окружающему, а, тем более, к людям.

Оставить комментарий

Свежие комментарии
    Архивы