Рубрики
Полезные ссылки
Фото

postheadericon Консультация для педагогов Тема: «Учим ребёнка слушать».

Составитель: Воробьева Е.И. – воспитатель МБДОУ «Детский сад № 26»

Развития у дошкольников умения слушать, понимать услышанное в ДОУ уделяется большое внимание. Тот воспитанник, который умеет слушать, осмысливать услышанное, в дальнейшем делает успехи в коммуникативно – речевом общении и в дальнейшем обучении в школе.

Умение воспринимать на слух (аудирование) составляет основу общения – это основа овладения устной коммуникацией. В неё входит: умение дифференцировать воспринимаемые звуки, интегрировать их в смысловые комплексы и сохранять их в памяти во время слушания.

В старшем дошкольном возрасте методика обучения аудированию подразумевает развитие способности воспитанника не только воспринимать на слух, но и узнавать, дифференцировать речевой поток, понимать услышанное, не только на поверхностном уровне, но и на глубинном.

Успешность восприятия на слух зависит от нескольких факторов:

  1. От степени развития речевого слуха, внимания, интереса и т. д.
  2. От условия восприятия материала (от количества и формы представленного материала).
  3. От языковых и структурно – композиционных сложностей представленного материала.

Очень важно подбирать для дошкольников такой текст, который легко воспринимается ими, т. е. должны учитываться возрастные особенности детей. Должна проводиться с детьми словарная работа по объяснению непонятных, новых, устаревших слов и фраз. Если работа проводиться индивидуально с одним ребёнком или подгруппой детей, важно учитывать их не только возрастные особенности, но и индивидуальные.

Необходимо научить воспитанников умениям быстро переключаться с одной деятельности на другую. Особое значение уделяется интегрированной непосредственно – образовательной деятельности, когда дети могут зарисовать или вылепить персонажа прочитанного текста.

Для лучшего восприятия текста, чтобы облегчить детям процесс слушания и понимания, педагог использует различные приёмы, которые способствуют лучшему восприятию его в целом:

  1. Выразительное чтение.
  2. Повторность чтения.
  3. Выборочное чтение (в старших группах в виде загадок, викторин).
  4. Показ игрушек, иллюстраций, движение пальцами.
  5. Инсценировки.
  6. Рассматривание иллюстраций (в старших группах используется сравнивание иллюстрации к одному произведению, но разных авторов).
  7. Беседы, где присутствуют вопросы мотивационного характера: «Почему гадкого утёнка не принимали на птичьем дворе?» и т. д., сравнение поведения героев.
  8. Использование технических средств обучения: прослушивание аудиозаписи, просмотр слайдов и др.

Таким образом, обучению детей не только слушать, но и понимать на слух содержание речи, текста – это одно из важных моментов обучения дошкольников, поэтому работа по этому направлению должна проводиться ежедневно, используя разные формы индивидуальной, подгрупповой и групповой деятельности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

 

Оставить комментарий

Свежие комментарии
    Архивы