Рубрики
Полезные ссылки
Фото

postheadericon Логопедические минутки как одно из средств профилактики и развития речи у детей дошкольного возраста

Тема: «Логопедические минутки как одно из средств профилактики и развития речи у детей дошкольного возраста»

Целевая аудитория: педагоги ДОУ, родители

Подготовил: Учитель — логопед  Дьяконова С. И.

 

 

Цель: создание условий для профессионального развития педагога, в ходе которого приобретается опыт по созданию речевых пятиминуток для детей старшего возраста и формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности в процессе инновационной работы.

 

Девиз:  Послушай — и ты узнаешь, посмотри – и ты поймёшь, сделай — и ты научишься.

 

Важнейшим показателем подготовленности детей к обучению в школе является их уровень речевого развития.

В последние годы наблюдается рост числа дош­кольников, имеющих нарушения общего и речевого раз­вития. Цепочка неблагоприят­ных факторов приводит к тому, что уже в средней группе детского сада мы обнаруживаем до 60% воспитанников, имеющих нарушения речевого развития.

На логопункте, целью работы которого является оказание коррекционной помощи детям с фонетическими, фонематическими и фонетико-фонематическими нарушениями речи, количество детей с нарушениями речи не уменьшается. Сегодня это обусловлено и медицинскими показаниями, и социальными факторами, и сегодняшней реальностью. Возможно ли предупредить нарушение речи у ребенка? Этот вопрос сегодня, один из самых распространенных, который задают родители.

Прежде всего, стоит разобраться в причинах, вызывающих эти нарушения. Их достаточно много и они самые различные.

 Слайд 3.Первой причиной является недостаток речевого общения ребенка.

Причем сегодня это возможно и распространено и в самых что ни на есть благополучных семьях.

Как только ребенок начинает сидеть в манеже, его часто оставляют перед включенным телевизором или радио. Мама, облегченно вздохнув, получает возможность заняться своими делами. Но хорошо ли от этого ребенку? Безусловно, нет. И вопрос не только в том, как влияет телевидение на психику ребенка.

В этом возрасте ребенок должен не только слышать четкую, краткую и неторопливую речь, но и обязательно видеть артикуляцию взрослого. Слова взрослого должны быть связаны с конкретной, сиюминутной ситуацией, иначе как ребенок догадается о чем идет речь?

Слайд 3.Вторая причина – недостаточное развитие мышц артикуляционного аппарата.

Раньше маленькие дети достаточно долго находились на грудном вскармливании, сегодняшние мамы редко кормят после 3–6 месяцев. В результате ребенок не успевает развить нужные мышцы, а именно мышцы губ и кончика языка, участвующие в сосании и важные для речи. Позже такой ребенок получает в основном протертую пищу. В результате мышцы артикуляционного аппарата, не получая необходимой нагрузки, бывают не готовы к произнесению звуков.

Слайд 3.Третья причина нарушения речи – снижение слуха.

Если ребенок часто болел простудными заболеваниями, особенно сопровождавшимися отитами, у него часто увеличены аденоиды, то существует риск снижения слуха. Причем степень снижения слуха может быть самой различной: от выраженной тугоухости до минимального снижения слуха, которое можно обнаружить только с помощью аппаратных исследований.Ребенок, который недостаточно хорошо слышит, воспринимает слова с искажениями, нечетко, не улавливает связи между словами в предложении. Нетрудно представить себе, как это осложняет развитие речи и ее понимание. Особенно страдает произношение и грамматика.

Слайд 3.Следующая причина – недостаточное развитие фонематического слуха, т.е. слуха, позволяющего различать звуки языка. В норме этот слух развивается у ребенка к 2 годам. К этому времени малыш может различать знакомые слова, отличающиеся одним звуком (каска – кашка, точка – дочка). Если же развитие фонематического слуха по каким-то причинам запаздывает, ребенок не может отличить правильное произношение от неправильного, следовательно, не подстраивает свое произношение под нормальное звучание речи. Ребенок нечетко слышит окончания слов, некоторые предлоги, а значит, у ребенка будет нарушено не только произношение звуков, но и не будет своевременно формироваться грамматический строй речи. И конечно все эти проблемы отразятся на письме.

Ребенок учится говорить, соотнося свою речь с речью взрослого и подстраиваясь под ее звучание. Поэтому ни в коем случае нельзя “сюсюкать” с ребенком, повторять его неправильную речь, излишне умиляясь ее “детскости”.

Слайд 3.Неправильный прикус, короткая подъязычная связка, отсутствие зубов и другие нарушение строения артикуляционного аппарата также влияют на правильность произношения. Родителям следует своевременно и систематически консультироваться у ортодонта. Укороченную подъязычную связку не всегда необходимо подрезать. Если ребенок может дотянуть кончик языка до верхних зубов, операция необязательна. В этом случае могут помочь специальные упражнения: цокать языком, облизывать нёбо при широко открытом рте и др. Если же подъязычная уздечка так сильно укорочена, что ограничивает подвижность и не дает развиваться мышцам языка, затягивать с операцией; не стоит.

И конечно же очень важно знать что формировать речевые умения детей нужно соответственно их возрастной норме. Не нужно в начальном периоде развития речи перегружать ребёнка усвоением трудных для произношения и малопонятных слов, заучиванием стихов и песен, не соответствующих возрасту.

Во многих случаях, родители наивно предполагают, что все нарушения речи детей в дошкольном возрасте имеют под собой “возрастную причину”. И как только, ребенок вырастет, все бесследно исчезнет само собой. Этим объясняется нежелание родителей консультироваться с логопедом “раньше времени”, “все дети в детстве говорят неправильно”, поэтому не имеет смысла спешить в этом вопросе. Ошибочно надеяться, что недостатки произношения исчезнут самопроизвольно. Они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение.

Помимо всего прочего, любые недостатки речи ограничивают общение ребенка со сверстниками и взрослыми и отрицательно влияют на формирование его эмоциональной сферы.

Работа логопеда в массовом дошкольном учреждении по своей структуре и функциональным обязанностям значительно отличается от работы логопеда речевой группы. Это связано в первую очередь с тем, что логопед на логопункте встраивается в общеобразовательный процесс, а не идет с ним параллельно как это принято в речевых группах. Работа логопеда строится с учетом внутреннего расписания ДОУ. Занятия его кратковременные (15-20минут), краткосрочные (2 раза в неделю) .Логопед вынужден вклиниваться в процесс обучения в тот день, когда ребенок посещает его занятия. Сами дети с речевыми нарушениями получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно, как  дети логопедической группы.
Таким образом, возникла необходимость тесного взаимодействия и взаимопомощи  между логопедом логопункта и воспитателями той возрастной группы, дети которой посещают логопедические занятия. Воспитатели лишены специализированного коррекционного часа для работы с «речевыми » детьми, и должны выкраивать в своей работе время или включать компоненты коррекционной помощи в общеобразовательный процесс своей группы. Работа воспитателя и работа логопеда на каждом этапе различна по организации, приёмам, по продолжительности. Она требует различных знаний, умений, навыков.

Слайд 4.Рассмотрим основные отличия:

Логопед: Воспитатель:
исправляет нарушения речи активно участвует в коррекционной работе
Подготовительный этап
в зависимости от характера нарушения звука вырабатывает и тренирует движения органов артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем отсутствовали. в игровой форме закрепляет у детей движения и положения органов артикуляционного аппарата.
Этап появления звука
ставит звуки, вырабатывает артикуляцию нужного звука, при этом используются специальные приёмы, отработанные на предыдущем этапе движения органов артикуляционного аппарата. закрепляет произнесение поставленного логопедом звука, фиксируя внимание ребёнка на его звучание и артикуляции, используя картинки символы и звукоподражания.
Этап усвоения звука (правильное произнесение звука в речи)
автоматизирует звук, последовательно вводя его в речь: слог, слово, предложение, потешки, рассказы. с отдельными детьми закрепляет поставленный логопедом звук, опираясь на речевой материал, предложенный логопедом

Как же воспитателю в своё время вклиниться в логопедический процесс и стать союзником в столь необходимой работе.

Я, как логопед-практик, за время 20-летней деятельности с дошкольниками, имеющими различные речевые нарушения, выработала свою систему работы по профилактике речевых нарушений с детьми, активизируя и призывая на помощь прежде всего родителей, а также вовлекая и педагогов в процесс систематической и ежедневной профилактики речевых нарушений.

Слайд 6.Направления нашей работы- это профилактика и предупреждение речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Слайд7. Профилактика – (от греч. prophylaktikos – предохранительный) – система мер по предупреждению речевых нарушений. Она является одной из важнейших задач образовательного учреждения и одним из важных направлений логопедической работы.

Профилактика нарушений речи, так же как и профилактика любых заболеваний или патологических состояний, строится на устранении, по возможности, из жизни ребёнка тех причин, которые могут приводить к возникновению нарушений. Особая ценность данной системы “логопедических пятиминуток”, на мой взгляд в том, что любой работающий логопед-практик ,воспитатель , психолог, родитель  на их основе, может формировать свою систему игр и упражнений, необходимых для занятий с детьми, имеющими речевые нарушения, важных для него в тот или иной период коррекционной работы.

 

Слайд 8.Сейчас остановимся на структурных компонентах «Логопедических пятиминуток»

  • Это работа по развитию артикуляционного аппарата;
  • речевая гимнастика;
  • Слайд 9.Работа над мелкой моторикой ;
  • Слайд10. Работа над общей моторикой;
  • Слайд 11. Развитие правильного речевого дыхания;
  • Слайд 12. Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа;
  • Слайд 13.Развитие лексико – грамматических категорий;
  • Слайд14. Формирование связной речи;

«Логопедические пятиминутки»  составляются на неделю и посвящены одной лексической теме. К каждой лексической теме подбираю речевой мате­риал, определяю коррекционные цели и приемы их реализации. Отработанные мной на подгрупповых и индивидуальных заня­тиях речевые навыки предлагаются для закрепления воспитателем не только во время занятий, но и во всех ре­жимных моментах. Ведь воспи­татель находится с детьми в са­мой разной обстановке: в разде­валке, спальне, игровом уголке и др. Он работает с детьми весь день и имеет возможность мно­гократно повторять упражнения, закреплять правильное звукопроизношение.

  • А сейчас я предлагаю вам увидеть планирование логопедических пятиминуток на 1 неделю марта. Тема: «Весна»
  • Включается презентация «Мастер класс»

 

 А сейчас мы с вами проведём пятиминутки. И вы убедитесь  в том, что важным моментом при проведении “логопедических пятиминуток” является краткосрочность по времени и “плотность” содержания.

Это позволяет добиваться максимального усвоения детьми предложенного небольшого по объему материала.

Обобщая все вышесказанное, хочется обратить внимание на главное, предупредить речевое нарушение не только возможно, но и необходимо, и осуществить это родителям и педагогам значительно проще, заручившись грамотной консультацией учителя-логопеда, поддержкой и советами опытного и квалифицированного специалиста, используя и систему таких простых “логопедических пятиминуток”.

Список использованной литературы

  1. Большакова С.Е.“Речевые нарушения и их преодоление” М., 2005.
  2. “Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи” / Под ред.Ю.Ф. Гаркуши. М., 2000.
  3. Лопатина Л.В.“Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами” СПб., 2004.
  4. Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А.“Логопедическая работа с дошкольниками”.
  5. Краузе Е.Н.“Традиционные и инновационные подходы к коррекции звукопроизношения” М., 2013.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Артикуляционная гимнастика

1.Снова к нам зима пришла,       Положить язык на нижнюю губу,

Много снега принесла .             удерживать его неподвижно.

 2.Чтобы с горки прокатиться            Рот открыт кончик языка упирается в

Сначала  надо потрудиться               нижние зубы, среднюю часть языка выгнуть горкой.

  1. 3. Катим , катим снежный ком Надуть щёки и удерживать их несколько минут.

Упражнения на дыхание

1.Мы смеялись, мы играли,          Поднимаем ладошки к лицу

Ну, а ручки замерзали-                    И выдохнуть со звуком Х

Надо ручки пожалеть,

Надо ручки нам погреть.

2.Ветер дует , снег валит                  Растянуть губы в улыбку,

Нам домой идти велит  .                   Пустить холодную воздушную струю.

Развитие мелкой моторики и общей моторики

  1. Падал снег на порог Дети медленно опускают руки на стол

Кот слепил себе пирог  Прижимают ладонь к ладони

А пока лепил и пёк,

Ручейком пирог утёк.      «Бегут» пальчиками обеих рук по столу

Пирожки себе пеки

Не из снега , из муки    Опять показывают, как     лепят пирог.

  1. «Снеговик»

Давай дружок, смелей, дружок     Дети идут друг за другом изображая,  что

Кати по снегу свой снежок,              катят перед собой снежный ком.

Он превратился в снежный ком,    Останавливаются , «рисуют» двумя руками ком

И станет ком снеговиком                   «Рисуют» снеговика из трёх кругов разного

Его улыбка так светла                         размера. Показывают руками на лице улыбку

Два глаза, шляпа, нос, метла            Показывают глаза, прикрывают голову

Ладошкой, показывают нос, стоят прямо,

Держат воображаемую метлу.

Но солнце припечёт слегка-               Медленно приседают.

Увы! И нет снеговика.                            Пожимают плечами, разводят руками.

 

Активизация словаря и формирование грамматического строя речи

  1. «Скажи ласково» (снег, ветер, сосулька, мороз, сугроб, зима, холод, лёд)
  2. «Про что можно сказать ?» Морозный(день вечер, ветер, воздух)

Снежная (дорога, улица, песня).

  1. «Без чего нет зимы?»(сугробов, морозов, снега, льда, праздника)
  2. Поймайте слова подходящие к слову снежинка тает, горит,падает, идёт, кружится, воет, стучится, ложится, летает.

Фонетические процессы. Связная речь.

1.Определи первый звук в словах (снег, снегурочка, вьюга гололёд)

2.Подели слово на части (снег, мороз, ком, зима)

3.Придумать слово на звук З, М, Л, Д, В.                                                                                                   4. Чтение с обсуждением

Новая столовая

 Мы   кормушку   смастерили,   мы   столовую открыли.

Воробей, снегирь-сосед, будет вам зимой обед.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели.

А во вторник — снегири, ярче утренней зари.

Три вороны были в среду.

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краев —

стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей голубь лакомился кашей,

А в субботу на пирог налетели семь сорок.

В воскресенье, воскресенье

Прилетел гонец

Весенний —

Путешественник-скворец, вот и песенке конец.

(Что смастерили ребята? Кто прилетел в первый день недели на кормушку? Кто прилетел на кормушку во вторник ?Сколько ворон прилетели на кормушку  в среду? Кто на кормушке был в четверг? В какой день  недели кашей лакомился  голубь? Кто в субботу ел пирог? Кто был в воскресенье на кормушке? Почему все птицы хотели прилететь к кормушке ?_

 

Оставить комментарий

Свежие комментарии
    Архивы