Рубрики
Полезные ссылки
Фото

postheadericon Консультация для родителей «Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста»

Консультация «Социально – коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста»
Подготовила: Дрокина М.А ,воспитатель МБДОУ «Детский сад №26»
Направленность: консультация
Целевая аудитория : родители

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека .В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников.
Необходимость детального и углубленного изучения проблемы диктуется также сложившейся практикой работы ДОУ и актуальностью разработки программ и методик использования современных технологий социально-коммуникативного развития дошкольников.
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей.
Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.
Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Противоречия современной социокультурной среды также накладывают свой отпечаток на формирование личности ребенка в дошкольном возрасте.
3слайд
Анализируя проблемы современных дошкольников, можно выделить следующие типичные особенности:
– несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами);
– произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома;
– отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении.
Проблемы дошкольного детства вызываются и усугубляются, в том числе неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребёнка, ослаблением преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием.
Следовательно, в рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.
4слайд
ФГОС ДО введено понятие образовательной области «социально-коммуникативное развитие дошкольников»
Социально-коммуникативное развитие – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его дальнейшего включения в систему общественных отношений.
Результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования- социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
5 слайд
«Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные цен-ности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверс-тниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморе-гуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости.

6 слайд
Целевые ориентиры социально- коммуникативного развития:
-усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
-развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками.
-становление самостоятельности ,целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости ,сопереживания.
-формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к обществу детей и взрослых в Организации.
-формирования позитивных установок к различным видам труда и творчества.
-формирование основ безопасного поведения в быту, социуме ,природе.
-формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
7 слайд
Основные направления реализации образовательной области :
— развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей.
-формирование основ безопасного поведения в быту,социуме,природе.
-трудовое воспитание.
-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
8 слайд
Формы образовательной деятельности по «социально-коммуникативному развитию дошкольников:
1.Образовательная деятельность в режиме.
— НОД;
— игровые ситуации, игры с правилами (дидактические (словесные, настольно-печатные), подвижные, народные, шансовые), творческие игры (сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные);
— беседы, речевые ситуации, составление рассказов и сказок, творческие пересказы, отгадывание загадок, ситуативные разговоры, ситуации морального выбора, речевые тренинги, совместные с взрослыми проекты.
2.Самостоятельная деятельность
— индивидуальные и совместные творческие (сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссерские) игры;
-все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками;
— выполнение самостоятельных трудовых операций в природе, хозяйственно-бытовой труд;
— самостоятельная деятельность в уголках уединения, зонированных сюжетных уголках, уголке ряжения, театральном уголке, автогородке;
— самостоятельное декламирование детьми коротких стихотворений, рассказывание сказок и историй, рассматривание книг и журналов;
-изготовление поделок, конструирование, раскрашивание;
-развивающие настольно-печатные игры, автодидактические игры (пазлы, рамки-вкладыши, парные картинки);
-простейшие опыты и эксперименты;
— самостоятельная деятельность в сенсорном уголке, уголке книги, экологическом уголке, уголке песка и воды, детской лаборатории
ельность детей.
9 слайд

Непрерывная образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов деятельности :
-Игровая деятельность – дает ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.
• Исследовательская деятельность – дает возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений.
• Изобразительная — позволяет ребенку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.
• Предметная – удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.
• Наблюдение – обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.
• Коммуникативная (общение) – объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.
• Проектная – активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.
• Конструктивная – дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.
Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс социально-коммуникативного развития дошкольников.
10 слайд

Но ,давайте ,не будем забывать ,игра-основной вид деятельности детей. Ключ к сердцу ребенка лежит через игру. Именно в игре вы можете передать детям те навыки и знания, понятия о жизненных ценностях и просто лучше понять друг друга, сблизится. Правильного воспитания и общения не может быть без игры! Но родители зачастую говорят: да когда нам играть

Поэтому, чаще играя с ребенком в игры дома, у детей будет развиваться речь, мышление, фантазия. Так как в игре часто, и сложное становится доступным. Не отвечайте отказом на просьбу детей поиграть, предложите игру сами. Игра с ребенком, несомненно, доставит радость и удовольствие и вам, оживит вам интерес к владению бесценным даром слова.
Сейчас мы с вами поиграем в игры, которые можно использовать дома, играя, вы будите развивать речевые способности у ваших детей.

1.Игра «Цепочка слов» поможет обогатить словарь детей прилагательными.
Суть этой заключается в подборе слов — существительных и прилагательных — объединённых каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов.
Выходите на коврик, встаньте в ряд. Каждый из вас — это звено цепочки. Отвечая на вопрос можно взяться за руки и закрыть звено.
Например, исходное слово «игрушки». Я задаю вопрос:
Воспитатель: игрушки , бывают какими?
Родитель: яркими, пластмассовыми, разноцветными…
Воспитатель: Что еще бывает разноцветным?
Родитель: Радуга, калейдоскоп, телевизор…
Воспитатель: Каким еще может быть телевизор?
Родитель: черно- белым, новым, прямоугольным…
Воспитатель: Что еще может быть прямоугольным?
Родитель: дверь, стол, подушка… и т.д.

2.Игра «Скажи наоборот» расширит словарь детей антонимами.
Для этой игры вам понадобится мяч.
Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.
Сейчас вы сделаете круг и превратитесь в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я буду бросать каждому из вас мяч и называть слово, а вы, — говорить наоборот. Например: темно, а наоборот — светло.
ДРУГ … ВРАГ
ДЕНЬ … НОЧЬ
РАДОСТЬ … ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ)
ЖАРА … ХОЛОД
ЗЛО … ДОБРО
ПРАВДА … ЛОЖЬ
ХОРОШО … ПЛОХО
ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО
ВЫСОКО … НИЗКО
МОЖНО … НЕЛЬЗЯ
ТРУДНО … ЛЕГКО
БЫСТРО … МЕДЛЕННО
ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ
ПОКУПАТЬ … ПРОДАВАТЬ
ПОДНИМАТЬ … ОПУСКАТЬ
БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ
ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ
ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ

6.Заключительная часть
Постоянная, непрерывная работа по всем направлениям способствует социально – коммуникативному развитию каждого ребёнка. Дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать их выполнению.
И в заключении хочу вам сказать: Давайте же будем играть вместе со своими детьми как можно чаще. Помните, игра – прекрасный источник укрепления физического, духовного и эмоционального самочувствия ребёнка. Открывайте мир вместе с ребёнком! До новых встреч!

Оставить комментарий

Свежие комментарии
    Архивы