Рубрики
Полезные ссылки
Фото

postheadericon Консультация для родителей «Театральная деятельность как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста».

Консультация для родителей

Подготовил музыкальный руководитель: Малыхина С.В.
Тема:«Театральная деятельность как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста».
Целевая аудитория : родители
Направленность: рекомендация

                                                                                                                         «Вы никогда не думали, как было бы хорошо начать

                                                                                                                           создание детского театра с детского возраста?

                                                                                                                           Ведь инстинкт игры с перевоплощением

                                                                                                                          есть у каждого ребёнка. Эта страсть перевоплощаться

                                                                                                                         у многих детей звучит ярко, талантливо,

                                                                                                                         вызывает подчас недоумение у нас,

                                                                                                                        профессиональных артистов».

                                                                                                                                                                                             К.С.Станиславский

      Каждый ребенок – актер от природы, причем хороший актер, который живет эмоциями, еще не ограниченными взрослением. Какой малыш не мечтал хотя бы однажды, чтобы его любимые игрушки, ставшие лучшими друзьями, ожили и заговорили? Чтобы они смогли рассказать о себе, стать настоящими партнерами по играм. Но, оказывается, чудо «живой» игрушки все-таки возможно! Играя, ребенок бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», а при умелом подходе взрослого, где воспитательные возможности театрализованной деятельности широки,  знакомит  детей с окружающим миром через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Но не менее важно, развитие эмоциональной сферы ребенка, сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события, являются источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театральная деятельность.

 Актуальность  моих исследований в том, что театрализованные игры являются благоприятной средой для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению. Существует проблема, волнующая многих педагогов, психологов, родителей: у одних детей возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязанность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь.. Все это может дать театрализованная деятельность, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.

  Главная цель моей работы – развивать у детей эмпатию, т.е. умение распознавать эмоциональное состояние человека, и научить передавать словами, жестами, мимикой ,интонацией, пантомимой его исполнение, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, быть активными в игровой деятельности со сверстниками, находить адекватные способы содействия. 

В работе с детьми в начале года были выявлены следующие проблемы: — дети несколько пассивны, зажаты, не могли полностью раскрепоститься,

 «вжиться в роль», инициаторами игр выступали  одни и те же дети, они же играли главные роли. Воображение развито не в достаточной степени, дети не могли объединить несколько сюжетов, выстроить сюжетную линию. Отсутствовал опыт восприятия сценического искусства, не сформирована готовность к самостоятельной театрализованной деятельности. Актерские умения у детей были развиты  не в достаточной степени.    Большинство детей с радостью принимали роль, но не могли активно пользоваться своей речью, движением, мимикой и пантомимой, мало импровизировали.

Развитие театральной деятельности и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей – длительная работа, которая требует участия родителей. Семья не готова была на тот момент осуществлять помощь, поддержку, участие так как для воспитывающих взрослых театральная деятельность – источник новых знаний, эмоциональных переживаний, ощущений, где развивается адекватное восприятие, понимание взрослым действий ребенка, приобретается опыт совместных переживаний, изменяется характер поведения, взаимодействия со взрослыми и детьми.

Для достижения своей цели, исходя из выявленных проблем и результатов мониторинга, мною было принято решение изучить методическую литературу по этой теме,  поставив для себя следующие задачи:

             1.Разработать систему работы по формированию у детей художественно-  

                образных исполнительских умений.

             2. Усовершенствовать предметно-развивающую среду для развития
               творческой активности детей в театрализованной деятельности   

                   (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и                    

                раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации  

                средствами мимики, выразительных движений и интонации, используя  

                разные виды театра, костюмы, атрибуты и т.д.);

        3.Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра,      

                театральными жанрами, с разными видами кукольных театров);

             4.Обеспечивать        взаимосвязь театрализованной  с  другими   видами    

                деятельности в едином педагогическом процессе;

            5.Создавать условия  для  совместной театрализованной деятельности детей и
взрослых.

            6.Определить систему мониторинга, для отслеживания результативности  

               проводимой работы.

    Современным детям, избалованным фильмами, красивыми игрушками, всевозможными развлечениями, театр нужен не меньше, чем детям прошлых поколений. Ведь театр — один из самых таинственных и прекрасных видов искусства.

    Получится ли у ребенка играть в театре? Теперь я с уверенностью могу сказать — обязательно получится. Подвижные дети, шалуны, рассеянные дети, занимаются в театре не хуже усердных «умниц», а тихони становятся увереннее в себе. Я считаю, что  только в театре человек может раскрыться полностью, выразить свои эмоции, не боясь стать смешным, прожить не одну, а сотни жизней — таких разных и загадочных.

К.С. Станиславский призывал актеров учиться вере и правде игры у детей, поскольку дети очень серьезно и искренне способны верить в любую воображаемую ситуацию, легко менять свое отношение к предметам, месту действия и партнерам по игре. В группе, поставленные в ряд стулья у нас превращаются в салон автобуса или самолета, любое платье в уголке ряжанья — в бальный наряд принцессы, а комната становится то сказочным лесом, то королевским замком. Но почему-то, выступая перед детьми других групп, ребята как бы утрачивают свои способности, превращаясь в деревянных кукол с заученными жестами, невыразительной речью, неоправданным кривляньем. Таким образом, передо мной стояла сложная задача — сохранить детскую наивность, непосредственность, веру, которые проявляются в игре, при выступлении  перед зрителями.

Важным этапом театральной деятельности является работа над актерским мастерством детей. С ребятами уделяла внимание отражению сказочных образов животных, анализировала характер движения, интонацию: летит большая и маленькая птица, веселые и грустные зайцы, снежинки кружатся, падают на землю, также  использовала упражнения по психогимнастике: полил дождик, дует ветер, солнышко, туча. Я работала над тем, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику.

При  работе с детьми, важным аспектом является поощрение участия детей в инсценировках, желания играть роль. Большое внимание я уделяла речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз, старалась обогатить речь. Вместе с детьми мы  сочиняли маленькие истории,  придумывали диалоги героев. Дети могли самостоятельно сочинить и обыграть какую-либо историю.

 В танцевальном творчестве, внимание я уделяла воспитанию интереса и желания двигаться в различных образах – зверюшек, снежинок, петрушек, цветов, активно использовала различные атрибуты: цветы, листики, ленты, салютики, платочки, кубики, шарики, к изготовлению которых активно привлекались родители воспитанников. Добиваясь яркой передачи образа использовала игры на внимание, фантазию.

       Мои  воспитанники научились исполнять мини-монологи и диалоги  между   персонажами,   разыгрывать   действия   с   применением  разнообразных   движений, умеют  согласовывать  свои  действия   с действиями  партнеров,  не  заслоняя   их. Этому способствовали специальные упражнения, направленные на выработку выразительности жестов.  

     На занятиях я использую театральные  этюды. Театральные   игры-этюды   развивают   у   детей  творческое воображение,   фантазию,  мышление,   восприятие,   память. В   процессе   игр  у детей   вырабатываются  навыки, необходимые   для   отображения   различных   эмоций,   настроений,   отдельных   черт  характера («трусливый заяц», «хитрая лиса»).   Такие   игры   рассчитаны   на   активное   участие   в   них   ребенка,   который  становится   не   пассивным   исполнителем   моих указаний   ,   а   соучастником  педагогического   процесса.   .

    Любимый   литературный   жанр  детей в   любом   возрасте   –   сказка. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Не только познает, но и выражает с помощью воображения свое собственное отношение к добру и злу. Сказка в музыке – это интереснейший вид представления, ведь   музыка  «наполняет сказочные образы живым биением сердца и трепетом мыслей».

 Продуманный подбор музыкальных произведений создаёт необходимое  настроение, усиливает впечатления, вызывает эмоциональный отклик.  Я стараюсь разнообразить сюжет и вовлекать в них  больше   детей.   Часто   сама   сочиняю   небольшие   песенки и сказки.   Подбирая сказки, шла от простого к сложному. При распределении ролей я учитывала   пожелания детей быть тем или  иным   персонажем,   одобряла   выбор.   Иногда,   тактично   направляла   ребёнка   на  изменение   роли,   стараясь   не   обидеть   его   и   убедить      в   том,   что   он   неправ,  выражая   уверенность , что все юные актеры прекрасно справятся с ролью, например, зайца, потому, что хорошо представляют себе, как он выглядит, какой он  трусливый, какой быстроногий (поэтому их и называют — «побегайками»). Очень  часто   я   использовала   в   своей   работе   прием,   который   мастерски   применял   С.Я. Маршак, описывая движения кошки: «прыг», «шмыг», «кувырком», «клубком». Эти  выразительные   слова   очень   точно   характеризуют   каждое   движение   кошки.   Для  лучшей передачи детьми повадок животных и птиц, которые присутствуют  почти во  всех   сказках,   я   применяла   двигательные   импровизации,   которые   проводила   без  предварительной   подготовки.     Эти   двигательные  импровизации на практике оказались очень эффективными:

     —  Кошки  умываются; гоняются за мышкой; ссорятся из-за сосиски;  прячутся от  хозяйки,   которая   их   хочет   наказать;   просят   у   своих   хозяев   чего-нибудь  вкусненького.

    —   Гуси  идут к водоёму для купания;   плавают и ныряют; выходят на берег и  отряхиваются от воды; нападают на обидчика; зовут свою  хозяйку,   чтобы   она   их  накормила.

      — Куры увидели корм и бегут к нему; подзывают цыплят; пьют воду; сидят на  жердочке.

       Двигательные импровизации, в которых участвуют все дети, положительно  влияют на качество исполнительской деятельности маленьких актёров. Работая над  выражением лица, постигая язык тела , дети чувствуют уверенность в себе и в своих возможностях. Исполняя   роль,   ребенок   может   не   только   представлять,   но   и   реально  эмоционально переживать поступки изображаемого им персонажа.                       Работу   маленьких   актёров     над   ролью   организовывала   следующим   образом:

  1. Вначале они знакомились с  инсценировкой (О чём она? Какие   события   в   ней главные?).
  2. Затем я представляла  детям  героев инсценировки  (Где они  живут? Как  выглядит  их  дом? Внешность героев, одежда, манера поведения, их  взаимоотношения  друг  с другом и т.п.).
  3. Далее распределялись роли и шла работа  над   ролью:   составлялся   словесный   портрет   героя,   описывалось   его   жилище,  любимые блюда, игры.

Затем, проанализировав поступки сказочных персонажей,  дети пересказывали отдельные фрагменты сказки.

 Участие   детей   в   действиях,   которые  происходят в сказке, расширяет их кругозор, улучшает мыслительную деятельность, развивает творческие способности.  Заканчивали мы сказочный спектакль заключительной песней о дружбе, выученной  на музыкальном  занятии.

В жизни ребенка — дошкольника очень много эмоций и впечатлений, которыми порой сложно управлять. Работая с детьми уже более 20 лет, я научилась находить подход к любому ребенку, помочь выразить эмоции в движении, словами, мимикой. Раскрыться перед большой аудиторией и получить удовольствие от своей игры, насладиться своим успехом.

Мои занятия театрализованной деятельностью основываются на следующих принципах:

— Отношения «на равных»;

— Свобода действий и слова;

— Приоритет «каждый ребенок — личность»;

— Принцип неожиданности;

— Принцип включенности ребенка в процесс режиссуры.

Формы проведения занятий различны. Мною предусмотрены как теоретические, так и практические.  Для качественного усвоения материала использую следующие методы и приемы обучения:

            методы:                                                  приемы:

-рассказывание сказок                                                -выбор детьми ролей по желанию

-просмотр мультф. и диафильмов                             -назначение на глав. роли робких, застенчивых

-пересказ сказок, рассказов                                       -распред. ролей по карточкам (схем. персонаж)

-слушание сказок(тех.средств)                                          -проигрывание ролей в парах

-чтение худож. литературы

-просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним

— знакомство не только с текстом сказки, но и со средствами ее драматизации — жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями (реквизит) и т.д.

-разыгрывание разнообразных сказок и инсценировки

-упражнение по формированию выразительности исполнений

— пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимой для свободного        

  кукловождения;

 -упражнения по социально-эмоциональному  развитию детей

 -игры-превращения    («учись   владеть    своим   телом»),    образные упражнения;

— упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);

-игры-драматизации

-ролевые диалоги по иллюстрациям

-музыкальные игры

-эмоционально-экспрессивные игры

-народно-хороводные игры

Все методы и приемы использую в комплексе, чередуя и дополняя друг друга, что позволяет дать детям знания в формировании партнерских отношений, помочь освоить умения и навыки, развить внимание, память, творческое воображение.

Используя такой подход, я получаю уникальную возможность попробовать себя и дать возможность детям( они не просто слушатели и исполнители моих указаний, а полноправные участники постановки) в роли сценариста, режиссера, музыкального редактора и звукооператора, а также художника –костюмера и декоратора. Дети учатся двигаться, говорить, петь. Они учатся быть личностью и одновременно чувствовать плечо друг друга, т.к. поддержка коллектива очень важна.

Мной используются театрализованные игры, элементы актерского мастерства, психогимнастика <Приложение 1>

За период работы в данном направлении в моей методической копилке собралось огромное количество сказок (<Приложение 2>,).

Помимо вышеназванных элементов своей работы, на занятиях в качестве средства формирования познавательного интереса я использую компьютерные презентации(<Приложение 6>)., с помощью которых провожу тематические занятия.

Важную роль в развитии ребенка играет предметно-развивающая среда. Она должна предоставлять ребенку право выбора деятельности, возможность максимально активно проявлять себя. Доказано, что предметный мир, а не воспитатель побуждает дошкольника к активным самостоятельным действиям. Так как яркие впечатления дает не только спектакль, но и сама атмосфера театра: сцена, занавес, кулисы, декорации, костюмы актеров, куклы и т.д., то в соответствии с намеченными планами мною, совместно с родителями, был усовершенствован театральный уголок «В гостях у сказки», где дети в свободное время самостоятельно играют в «артистов». В уголке собран весь необходимый материал для театральной деятельности: разные виды театров, шапочки героев, атрибуты, элементы костюмов, настольные игры, этюды, декорации к сказкам.

Особое внимание уделяла родителям, использовала чаще всего нетрадиционные формы работы (см. прилож № ), через которую повышала педагогическую культуру родителей, расширяла их педагогический кругозор, давала возможность родителям (анкетирование) оценить работу нашего  группового театра, через совместные праздники и развлечения развивала интерес к театрализованной деятельности. Проводила родительские собрания :« Нужна ли взрослым сказка», «В гостях у «Колобка» и «Репки»», « Театральный КВН» и т.д. А в творческой мастерской родители не только помогали в подготовке к спектаклям, но и изготавливали самые  различные виды театров: театр «дисков», игрушки из цилиндров и конусов, коробочек разной высоты, театр «оригами», театр «кружек», театр на палочке, «киндер-театр»,театр «мочалки» и  магнитиков ,забавных настольных актёров вязали крючком и на спицах.

Такая работа помогла мне повысить активность родителей, и по традиции стала продолжаться в школе.

Для успешной реализации использую следующие средства:

  • музыкальный зал; группа.
  • музыкальное сопровождение ( магнитофон, фортепиано, телевизор, DVD-проигрыватель, шумовые инструменты)
  • наличие необходимого инвентаря (декорация, атрибуты и т.д.)  

   В своей работе я стремлюсь:

 – воспитывать у детей любовь и интерес к сказке;

 – развивать эмоциональную отзывчивость и восприимчивость, которые дают               возможность широко использовать воспитательное воздействие сказки;

– обогащать   впечатления   детей,   знакомя   их   с   разнообразными   сказками   и  средствами их выразительной сценической трактовки;

 – пополнять словарный запас детей и развивать выразительность речи, правильность произношения;

 – развивать     артистические     способности     детей     и     взрослых     через  театрализованную деятельность;

 – прививать навыки вежливого поведения;

 – совершенствовать двигательные способности  детей, вырабатывать гибкость  и выносливость.    

   Разработанное перспективное планирование   работы позволило   мне  рационально, с наименьшими затратами сил и времени, осуществлять руководство  работой.

       Счастливые улыбки  и радостные  лица детей после театрализованного представления говорят  о том, что этот вид деятельности им очень нравится.      

       Для   того   чтобы   научиться   понимать   прекрасное   в   искусстве   и   в   жизни, научиться творить,  необходимо     пройти     длинный     путь     накопления     эстетических     впечатлений,  зрительных и слуховых ощущений. Очень важно создать условия для определенного  развития эмоциональных и познавательных процессов у дошкольников, в том числе  и при помощи театрализованной деятельности.

Вывод: В течение всего периода мной  велась  систематическая работа по формированию у детей художественно-образных исполнительских умений в театральной деятельности согласно программе. Для определения эффективности своей работы  я  ориентировалась на требования программы , а также на результаты мониторинга.

  Итоговая диагностика показала:

 1.У детей сформированность  исполнительных умений   оказалась на более высоком уровне  ;

2.Значительно улучшилась способность к импровизациям (песенным, инструментальным, танцевальным).

3.Дети стали активно пользоваться средствами выразительности (мимика, жесты, движения);

4. Повысилась эмоциональная отзывчивость, развилась  ориентация в эмоциональном содержании, которая базируется на умении различать чувства, настроения и сопоставлять их  с соответствующими актерскими проявлениями;

       С учётом анализа собственного опыта пришла к выводу, что система проведённой  работы оказалась наиболее оптимальной, адекватной и эффективной в моей практической деятельности с детьми и может быть использована другими педагогами – практиками в работе.

  В будущем планирую:

1. Продолжить знакомство детей с различными видами театра.

2. Разнообразить методы и приемы обучения с учетом индивидуальных особенностей детей.

3. Совершенствовать  артистические  навыки  детей посредством переживания и воплощения образов в сказках.

4. Работать над повышением своего профессионального и творческого уровня.

5. Привлекать родителей воспитанников к активному участию в процессе подготовки и показа спектакля (родители – исполнители взрослых ролей).

Многолетний опыт доказывает, что в соприкосновении с театром вырастают активные творческие личности, способные выходить на прямое общение с другим человеком, имеющие внутреннюю потребность и возможность изменить окружающий мир, сделать его более совершенным.

Закончить свое выступление хочу словами:

                                                                Введите в мир театра малыша,

                                                                  И он узнает, как сказка хороша!

                                                                  Проникнется  и мудростью, и   добротой,

                                                                  И с чувством сказочным пойдет  он

                                                                                                         Жизненной тропой!

                                                                                                                                       Г. Попова  

Оставить комментарий

Свежие комментарии
    Архивы