Рубрики
Полезные ссылки
Фото

postheadericon Тема «Особенности развития памяти у детей»

Консультация для родителей «Особенности развития памяти у детей»

Целевая аудитория: родители дошкольников

Направленность: развивающая

Подготовил педагог-психолог МБДОУ «Детский сад №26» Рец Лилия Викторовна  

Особенности развитие памяти у детей разного возраста. Методики и полезные советы, как улучшить память ребенка.

razvitie-pamjati-u-detej

Память, по мнению многих родителей, абсолютно невообразимая и загадочная штука.

Не поддается логике, почему дитя стишок, который ему задали выучить к утреннику в детском саду, запоминает мучительно долго, а слова глупой песенки, единожды услышанной по радио, – моментально.

Родителей, которые хотят, чтобы их чадо демонстрировало лучшие результаты в учебе, мучает множество вопросов: «От чего зависит развитие памяти у детей?», «Почему крохе так трудно даются некоторые вещи для запоминания?» и самое главное – «Можно лиулучшить память своему ребенку?».

На последний вопрос детские психологи отвечают однозначно: «Можно, если выбрать правильную методику».

Память – это вид умственной деятельности, который необходим во многих проявлениях нашей жизни и который, к счастью, поддается тренировке.

Чтобы понять, как происходит развитие памяти, нужно знать классификацию этого вида умственной деятельности.

  1. В зависимости от длительности сохранения информации память бывает двух видов:
    • кратковременная – данные легко запоминаются, но достаточно быстро стираются с «жесткого диска» мозга;
    • долговременная – информация длительное время сохраняется в голове и может быть использована.
  2. В зависимости от объекта запоминаний:
    • зрительная – отвечает за запоминание лиц, пейзажей, интерьеров и прочих увиденных картинок;
    • слуховая – вы запоминаете информацию, которую услышали;
    • моторная – наше тело запоминает, как двигаться в зависимости от обстоятельств;
    • эмоциональная – отвечает именно за запоминание эмоций.
  3. Есть еще один распространенный критерий классификации памяти – степень волевой регуляции:
    • произвольную – мы прилагаем усилия, чтобы запомнить что-либо;
    • непроизвольную – процесс запоминания происходит вроде бы сам по себе и не требует от нас усилий.

Развитию поддаются все виды, ведь, даже если вы используете популярные методики для развития долговременной зрительной памяти (те же таблицы Шульте, к примеру), то тренируются все группы мозговых мышц.

Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста

Дошкольники в большинстве своем обладают непроизвольной памятью.

Чем меньше ребятенок, тем труднее ему сделать над собой усилие, чтобы запомнить что-то.

Пока его мозг устроен по-другому: он запоминает то, что ему нравится и противится делать то, что не хочет.

Как научить ребенка считать?

Нельзя игнорировать необходимость развития произвольной памяти, ведь не за горами школа, а значит, детям скоро придется прикладывать усилия, чтобы запоминать новую информацию:

  1. Учить наизусть стишки и песенки.

    Да, не все дети хотят прилагать усилия, чтобы заучить какой-то стишок, но придется найти аргументы, чтобы убедить их: это необходимо.

  2. Описывать увиденное.

    Практикуйте это упражнение после променада: попросите малыша рассказать вам о том, что он увидел во время ее.

    Если ему сложно воспроизвести картинку, скажите ему: «Постарайся в следующий раз запомнить больше».

    Можно использовать и нарисованные картинки, а не реальные пейзажи.

  3. Заучивание нужно информации: имен родственников, адреса дома, где вы живете, дней рождения близких людей.Периодически спрашивайте у детей те или иные данные, которые вы уже выучили.

Кратковременная память у большинства детей развита от природы.

Кроха слышит нужную ему информацию, непроизвольно запоминает ее, использует, а затем благополучно забывает.

Если для детей дошкольного возраста такие особенности процесса запоминания не дают повода для волнений, то родителям школьников нужно заботиться о развитии долговременной памяти своих детей, потому что без нее малыш не сможет хорошо учиться.

Развивать долговременную память детей можно тремя способами:

  1. Сравнивать несколько предметов, чтобы определить их схожие и отличительные особенности.Не столь важно, какие это будут предметы (можно использовать картинки или таблицы), главное, чтобы малыш практиковал методы синтеза и анализа.
  2. Игра в ассоциации.Это достаточно простой и приятный для детейспособ развития памятии запоминания новой информации.

    Начните играть в ассоциации со слов, затем переходите к словосочетаниям, после – к предложениям.

  3. Пересказ увиденного, услышанного или прочитанного.Чаще просите свое дитя пересказать вам понравившийся мультфильм или прочитанную книгу, или рассказать о том, что интересного было сегодня в саду и т.д.

Упражнения на развитие памяти школьников


С тем, что плохая память создает проблемы и детям, и родителям, большинство семей впервые сталкивается в школе.

Малыш не может запомнить и воспроизвести то, что требует от него программа, начинает отставать от сверстников.

Развивать память школьников можно при помощи таких упражнений:

  1. Таблиц Шульте.

    Табличек с цифрами, буквами или картинками, которые после просмотра нужно воспроизвести.

  2. Рисования.

    Например, вы рисуете на листе бумаги трех котов в разных позах или инопланетян, или геометрические фигуры, или что-то другое.

    Просите малыша в течение нескольких минут рассматривать картинку, чтобы запомнить детали, а затем прячете рисунок и предлагаете чаду нарисовать первого котенка, второго робота, третью фигуру и т.д.

  3. Воспроизведения композиции.

    Берете игрушки, палочки, другие мелкие предметы (чем меньше ваш малыш, тем меньшее количество нужно брать) и располагаете их в произвольном порядке.

    Просите дитя запомнить композицию, а затем воспроизвести ее как можно точнее.

 

Оставить комментарий

Свежие комментарии
    Архивы