Тема «Особенности развития памяти у детей»
Консультация для родителей «Особенности развития памяти у детей»
Целевая аудитория: родители дошкольников
Направленность: развивающая
Подготовил педагог-психолог МБДОУ «Детский сад №26» Рец Лилия Викторовна
Особенности развитие памяти у детей разного возраста. Методики и полезные советы, как улучшить память ребенка.

Память, по мнению многих родителей, абсолютно невообразимая и загадочная штука.
Не поддается логике, почему дитя стишок, который ему задали выучить к утреннику в детском саду, запоминает мучительно долго, а слова глупой песенки, единожды услышанной по радио, – моментально.
Родителей, которые хотят, чтобы их чадо демонстрировало лучшие результаты в учебе, мучает множество вопросов: «От чего зависит развитие памяти у детей?», «Почему крохе так трудно даются некоторые вещи для запоминания?» и самое главное – «Можно лиулучшить память своему ребенку?».
На последний вопрос детские психологи отвечают однозначно: «Можно, если выбрать правильную методику».
Память – это вид умственной деятельности, который необходим во многих проявлениях нашей жизни и который, к счастью, поддается тренировке.
Чтобы понять, как происходит развитие памяти, нужно знать классификацию этого вида умственной деятельности.
- В зависимости от длительности сохранения информации память бывает двух видов:
- кратковременная – данные легко запоминаются, но достаточно быстро стираются с «жесткого диска» мозга;
- долговременная – информация длительное время сохраняется в голове и может быть использована.
- В зависимости от объекта запоминаний:
- зрительная – отвечает за запоминание лиц, пейзажей, интерьеров и прочих увиденных картинок;
- слуховая – вы запоминаете информацию, которую услышали;
- моторная – наше тело запоминает, как двигаться в зависимости от обстоятельств;
- эмоциональная – отвечает именно за запоминание эмоций.
- Есть еще один распространенный критерий классификации памяти – степень волевой регуляции:
- произвольную – мы прилагаем усилия, чтобы запомнить что-либо;
- непроизвольную – процесс запоминания происходит вроде бы сам по себе и не требует от нас усилий.
Развитию поддаются все виды, ведь, даже если вы используете популярные методики для развития долговременной зрительной памяти (те же таблицы Шульте, к примеру), то тренируются все группы мозговых мышц.
Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста
Дошкольники в большинстве своем обладают непроизвольной памятью.
Чем меньше ребятенок, тем труднее ему сделать над собой усилие, чтобы запомнить что-то.
Пока его мозг устроен по-другому: он запоминает то, что ему нравится и противится делать то, что не хочет.
Нельзя игнорировать необходимость развития произвольной памяти, ведь не за горами школа, а значит, детям скоро придется прикладывать усилия, чтобы запоминать новую информацию:
-
Учить наизусть стишки и песенки.
Да, не все дети хотят прилагать усилия, чтобы заучить какой-то стишок, но придется найти аргументы, чтобы убедить их: это необходимо.
-
Описывать увиденное.
Практикуйте это упражнение после променада: попросите малыша рассказать вам о том, что он увидел во время ее.
Если ему сложно воспроизвести картинку, скажите ему: «Постарайся в следующий раз запомнить больше».
Можно использовать и нарисованные картинки, а не реальные пейзажи.
- Заучивание нужно информации: имен родственников, адреса дома, где вы живете, дней рождения близких людей.Периодически спрашивайте у детей те или иные данные, которые вы уже выучили.
Кратковременная память у большинства детей развита от природы.
Кроха слышит нужную ему информацию, непроизвольно запоминает ее, использует, а затем благополучно забывает.
Если для детей дошкольного возраста такие особенности процесса запоминания не дают повода для волнений, то родителям школьников нужно заботиться о развитии долговременной памяти своих детей, потому что без нее малыш не сможет хорошо учиться.
Развивать долговременную память детей можно тремя способами:
- Сравнивать несколько предметов, чтобы определить их схожие и отличительные особенности.Не столь важно, какие это будут предметы (можно использовать картинки или таблицы), главное, чтобы малыш практиковал методы синтеза и анализа.
- Игра в ассоциации.Это достаточно простой и приятный для детейспособ развития памятии запоминания новой информации.
Начните играть в ассоциации со слов, затем переходите к словосочетаниям, после – к предложениям.
- Пересказ увиденного, услышанного или прочитанного.Чаще просите свое дитя пересказать вам понравившийся мультфильм или прочитанную книгу, или рассказать о том, что интересного было сегодня в саду и т.д.
Упражнения на развитие памяти школьников
С тем, что плохая память создает проблемы и детям, и родителям, большинство семей впервые сталкивается в школе.
Малыш не может запомнить и воспроизвести то, что требует от него программа, начинает отставать от сверстников.
Развивать память школьников можно при помощи таких упражнений:
-
Таблиц Шульте.
Табличек с цифрами, буквами или картинками, которые после просмотра нужно воспроизвести.
-
Рисования.
Например, вы рисуете на листе бумаги трех котов в разных позах или инопланетян, или геометрические фигуры, или что-то другое.
Просите малыша в течение нескольких минут рассматривать картинку, чтобы запомнить детали, а затем прячете рисунок и предлагаете чаду нарисовать первого котенка, второго робота, третью фигуру и т.д.
-
Воспроизведения композиции.
Берете игрушки, палочки, другие мелкие предметы (чем меньше ваш малыш, тем меньшее количество нужно брать) и располагаете их в произвольном порядке.
Просите дитя запомнить композицию, а затем воспроизвести ее как можно точнее.